12.11.2013
Редакция Naked Science

Разработан «плащ-невидимка» нового типа

Инженеры разработали концепцию плаща-невидимки нового типа, который может скрыть предмет произвольной формы в микроволновом диапазоне излучения.

harry_potter_-_cloak_of_invisibility-1

Конструкции, скрывающие объекты, скажем, от наблюдателя, смотрящего под определённым углом – сегодня уже реальность. Однако  они скрывают предметы лишь с определённой длиной волны видимого излучения или микроволнового диапазона – на других частотах «невидимый» объект становится видимым. Решить эту проблему попытались инженеры из Техасского университета в Остине. Они разработали схему работы мягкого плаща-невидимки, который может скрыть предмет произвольной формы в микроволновом диапазоне излучения.

– Наша новая концепция представляет собой ультратонкую электронную систему, которая действительно сможет побить рекорды всех предыдущих изобретений, – говорит ведущий автор исследования Андреа Алу (Andrea Alu).

Предыдущие подобные изобретения, как правило, изготавливались из метаматериалов, свойства которых обусловлены не столько свойствами составляющих их элементов, сколько искусственно созданной периодической структурой. Такие конструкции скрывают предметы от излучения только с определённой длиной волны. Для других частот спрятанный объект будет то появляться, то исчезать.

В своей новой разработке американские физики решили использовать несколько иной подход. Он направлен на активное подавление излучения, отражающегося от поверхности объекта.  Происходит это за счет создания специальной пленки-«мантии», в которой равномерно распределены микроскопические излучатели, что, собственно, и обеспечивает интерференцию отражающегося излучения.

Схема устройства плаща
©Pai-Yen Chen, Christos Argyropoulos, Andrea Alu

Такой плащ легко заставить работать на темном фоне, когда незаметность будет достигнута отсутствием отражения. Тем не менее, чтобы сделать объект прозрачным в присутствии фонового излучения, потребуется перевести излучение с одной стороны объекта на другую (как и в случае с метаматериалами).

Инженеры  отмечают, что данная архитектура плаща-невидимки применима не ко всем объектам. Правда, она имеет и ряд преимуществ. К примеру, такое устройство может работать в гораздо более широком диапазоне, чем, скажем, плащи-невидимки на основе метаматериалов, а  также иметь разную форму и быть очень тонким.