07.11.2013, 09:24
4минуты
Руслан Зораб

Почему болеют дети

Иммунитет новорожденного подавляется самим организмом, чтобы «дать фору» полезным бактериям нормальной микрофлоры.

10067290653_6a9764bb96_b

Известно, что младенцы заболевают намного легче нас: их иммунная система еще исключительно слаба. Но это опасное свойство, оказывается, существует не просто так. Слабая иммунная система дает «хорошей» микрофлоре возможность размножиться и колонизировать кожу, кишечник, легкие и носоглотку. Сегодня считается, что без этой нормальной микрофлоры нормальный организм просто не может оставаться здоровым.

В самом деле, находясь в материнской утробе, ребенок пребывает в стерильных условиях. Если все развивается нормально, первый его контакт с бактериями и грибами происходит во время прохождения по родовому каналу – и они сразу начинают заселять его организм. Вопрос о том, как на это реагирует иммунная система младенца, исследует команда американского педиатра-инфекциониста Син-Син Вэя (Sing Sing Way).

По вполне понятным причинам большинство работ ученым приходится проводить не на людях, а на лабораторных животных. Сравнив клетки 6-дневных мышат с клетками взрослых мышей, они обнаружили, что эритроциты новорожденных несут повышенное количество белка CD71 и активно подавляют работу иммунной системы.

Более того, если добавлять мышатам в корм антитела, стимулирующие разрушение клеток CD71+, а потом заражать патогенными бактериями Listeria monocytogenes, их «незрелый» организм успешно справится с этой опасной инфекцией. Впрочем, такая необычная устойчивость имеет и обратную сторону: без клеток CD71+ у мышат развивались тяжелые кишечные инфекции. Причем вызывали их бактерии, которые обычно без проблем заселяют пищеварительную систему животного и впоследствии способствуют нормальному усвоению пищи и подавляют более опасных «пришельцев».

Скорее всего, таким же образом организован этот процесс и у людей. Иммунитет новорожденных не просто слаб, но и активно подавляется самим организмом, с тем, чтобы заселение организма микрофлорой протекало нормально и без развития воспаления. В самом деле, очередное исследование группы доктора Вэя подтвердило, что пуповинная кровь содержит большое количество тех самых клеток CD71+.

3минуты