08.06.2021
1 539

Биологи и археологи нашли место одомашнивания коз

5.2

Кости и ДНК из неолитической стоянки в Иране стали древнейшим свидетельством одомашнивания безоаровых козлов.

©Daniel Horacio Agostini, Flickr

Еще с середины прошлого века в горах Загрос на западе Ирана археологи находят кости животных, одомашненных жителями этого региона в глубокой древности. Эта местность находится на восточной оконечности Плодородного полумесяца, который в эпоху неолитической революции стал одним из центров зарождения сельского хозяйства, а затем и первых цивилизаций. Об этом свидетельствуют и останки животных, которые датируются возрастом до 10 тысяч лет и несут целый ряд признаков «одомашненности», таких как меньшие размеры тела и рогов.

К сожалению, революции и войны прервали эти исследования на десятилетия. Интерес к ним в Иране возродился лишь в последние годы. Однако авторы новой работы, опубликованной в журнале PNAS, использовали кости, собранные еще в 1960-1970 годах, в древних поселениях Ганджи-Даре и Тепе Абдул-Хусейн. Люди жили там еще в раннем неолите, между 7600 и 8200 годами до нашей эры, и главной добычей местных охотников были дикие предки домашних коз — безоаровые козлы (Capra aegagrus).

Они стали одними из первых прирученных человеком животных, о чем свидетельствуют и кости. Во время обычной охоты основные усилия тратят на сравнительно крупных взрослых особей. Скотоводы же стараются содержать побольше самок, способных давать молоко и приплод, поэтому под нож идет много молодых, не столь массивных самцов. На то же указывает любопытная находка, сделанная в Ганджи-Даре. — отпечаток копыта козла в одном из глиняных кирпичей. Очевидно, животное ступило на него при стройке, посреди селения, куда вряд ли забрел бы дикий зверь.

Древнейшие из найденных останков животных датированы 8200 годом до нашей эры. Кевин Дали (Kevin Daly) и его коллеги из Европы, Ирана и США секвенировали извлеченную из них ДНК и сравнили ее с геномом современных безоаровых козлов, обитающих тут же в горах. Работа показала, что уже тогда пастухи держали стада в сравнительной изоляции от диких родственников. В частности, у них обнаружили геномный вариант STIM1-RRM1, известный как один из маркеров доместикации, ведущий к снижению тревожности животного.

По словам авторов работы, это древнейшая из ДНК домашних животных, которую когда-либо удавалось секвенировать. Ее анализ показал, что среди древних одомашненных коз встречались представители шести разных митохондриальных гаплогрупп — тех же, которые известны у современных домашних животных. Это указывает на их прямую наследственную связь. У ученых не осталось сомнений: место одомашнивания коз найдено. Хотя, заметим, некоторые работы указывают, что это произошло совсем в другом регионе.