Обнаружена новая бактерия, неуязвимая к антибиотикам

Обнаружена новая бактерия, неуязвимая к антибиотикам

e

Летом 2014 года в одну из больниц города Ньюарк (штат Нью-Джерси) обратился 76-летний мужчина, эмигрировавший из Индии: у него была высокая температура и боль в боку. Ранее у этого человека диагностировали рак простаты, для лечения которого применили лучевую терапию. Как оказалось, пациент также страдал от рецидивирующей инфекции мочевыделительной системы, которая и вызвала температуру и боль.

В результате обследования выяснилось, что в моче больного имеется штамм кишечной палочки, для которой не страшны карбапенемы (они являются классом ?-лактамных антибиотиков, имеющих широкий спектр действий). Кроме этого, штамм демонстрировал устойчивость к колистину – очень мощному препарату, который используется тогда, когда обычное лечение не помогает.

Как показал анализ, выявленные бактерии имеют гены MCR-1 и blaNDM-5, способствующие развитию устойчивости к антибиотикам. Они расположены в плазмидах: это небольшие сегменты ДНК, которые могут перемещаться от одной бактерии к другой. В результате устойчивость к лекарственным препаратам может распространяться и на другие микроорганизмы.

Ученые говорят, что данный штамм кишечной палочки не привел к крупной вспышке инфекции. Между тем исследователи не исключают возможность существования других опасных штаммов, также устойчивых к антибиотикам.

Разрабатывать и производить антибиотики активно начали в конце XIX века. Первым из такого рода лекарств, попавших в промышленное производство, стал сальварсан (1910 год). Антибиотик представлял собой лекарство от сифилиса. На данный момент его уже не применяют.

Ранее, напомним, другая группа ученых пришла к выводу, что неуязвимые к антибиотикам бактерии представляют опасность для всей планеты. Некоторые из них обладают геномом, делающим эти микроорганизмы неуязвимыми даже для т. н. «антибиотиков последней надежды».