08.12.2015
Редакция Naked Science

Неуязвимые к антибиотикам бактерии представляют опасность для всей Земли

Ученые нашли бактерии, для которых не страшны даже самые сильные антибиотики.

00019406
©Wikipedia / Автор: Иван Беляев

Речь идет о бактериях с геномом, который делает их неуязвимыми даже для новых «антибиотиков последней надежды». Высокую опасность представляют, например, грамотрицательные бактерии, которые выступают возбудителями многих болезней.

Важный вывод относительно эффективности антибиотиков был сделан совсем недавно: в ноябре этого года китайские эксперты заявили, что открыли ген mcr-1. Он отвечает за устойчивость к таким антибиотикам позднего поколения, как колистин. Последний используется лишь тогда, когда другие препараты уже не могут эффективно бороться с угрозой. Но теперь, очевидно, даже он утратил былую эффективность. Сам ген был обнаружен учеными из КНР в 15% проб мяса и у 21% животных, кровь которых проанализировали в 2011–2014 годах. В исследовании участвовали образцы из южной части Китая.

Теперь уже европейские ученые решили подтвердить выводы своих китайских коллег. Представляющий Датский технический университет Франк Ареструп (Frank Aarestrup) начал поиски такого гена. Последовательность была выявлена у, как минимум, одного человека и в пяти пробах мяса, которое недавно импортировали из ФРГ.

Ареструп пришел к выводу, что китайский и европейский mcr-1 являются идентичными. Ученые предполагают, что ген появился у животных, которым китайские фермеры в массовом порядке скармливали колистин, дабы стимулировать их рост. Следует отметить, что именно животные из КНР получают львиную долю колистина, в то же время в странах ЕС подобная практика запрещена.

Антибиотиками называют вещество микробного, животного или растительного происхождения, которое способно подавлять рост некоторых микроорганизмов или же приводить к их гибели. В качестве лекарств применяются те, которые наносят относительно малый урон клеткам макроорганизма.

Сейчас подобные проверки планируется осуществить на территории США, однако самую большую опасность mcr-1 может представлять в случае распространения в Азии. Одна из причин – слабый контроль за использованием антибиотиков. Особо сложная ситуация наблюдается в Индии.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не первый год предупреждает об угрозе со стороны устойчивых к антибиотикам бактерий. Эксперты организации приводят такой пример: уже сейчас на лекарства не реагирует организм каждого пятого, заболевшего туберкулезом. Так что устойчивость ряда микроорганизмов к антибиотикам – это даже не «мина замедленного действия», а то, что мы имеем сейчас.

Так называемые «антибиотики последней надежды» – это «тяжелая артиллерия», которая применятся в случае нерезультативности всех остальных средств. И то, что эти препараты перестали эффективно действовать, – очень дурной признак.