Нарвалы одновременно паникуют и замирают при виде человека — Naked Science

Нарвалы одновременно паникуют и замирают при виде человека

Нарвалы сильно пугаются людей и демонстрируют одновременно две реакции на опасность: замедляют физиологические процессы и уплывают, развивая максимальную скорость; это может быть крайне вредно для сердца и всего организма китообразных, считают ученые.

0786170cf6f44ec1bb640d39803ff4c8_201705131735

Существует три стандартных реакции живого организма на угрозу: отступление, активная самооборона и замирание. Поведение большинства животных в опасных ситуациях подпадает под одно из этих определений. Каждая из этих поведенческих реакций сопровождается определенным набором физиологических изменений.

Международная группа исследователей, работавшая совместно с жителями северного побережья Канады, рыбаками-инуитами, изучила стрессовые реакции нарвалов (Monodon monoceros) — крупных морских млекопитающих, обитающих в холодных водах северной Атлантики и Северного Ледовитого океана. Ученые ловили нарвалов в сети и крепили к ним приборы — электрокардиографы, датчики глубины и скорости.

Сразу после того, как нарвалов выпускали обратно в море, напуганные контактом с человеком животные демонстрировали одновременно две поведенческие реакции: они уплывали от людей с максимально возможной скоростью, но при этом замирали; сердцебиение замедлялось до 3 ударов в минуту; это очень мало даже для нарвалов, которые охотятся, погружаясь на глубину до 400 метров и замедляя сердцебиение до 10 ударов в минуту, чтобы экономить кислород.

Авторы исследования считают, что быстрое передвижение (до 25 ударов хвостом в минуту) в сочетании с сильной барикардией подвергает сердечно-сосудистую систему нарвалов и другие ткани и органы большой нагрузке. Неизвестно, как нарвалы реагируют на контакты со своими естественными врагами — косатками и белыми медведями (нарвалы спасаются бегством и прячутся, но что происходит при этом с сердечным ритмом , неизвестно). Однако исследование показало, что  реакция на присутствие человека у нарвалов очень острая и потенциально опасная для здоровья.

До сих пор эти животные очень редко встречались с людьми, но открытие новых мореходных путей из-за таяния арктических льдов может привести к тому, что эти встречи участятся. Возможно, такая реакция обусловлена тем, что нарвалы недостаточно знакомы с человеком; растущее присутствие людей в Арктике, навигация, рыбная ловля, сесйсморазведка могут сильно сказаться на популяции этих китообразных, предупреждают ученые.

Впервые с момента появления концепции солнечно-теплового ракетного (реактивного) двигателя инженеры создали его рабочий прототип. Хотя это установка лишь для подтверждения концепции, она доказывает возможность практического воплощения идеи.

Холдинг «Вертолеты России» поставил первый из трех заказанных Республикой Сербской (Босния и Герцеговина) вертолетов «Ансат». Ранее машину заказали Мексика и Эритрея.

Высокогорные растения рябчики тысячелетиями применяют в китайской медицине, и чем активнее их собирают в том или ином районе, тем незаметнее становятся их листья и стебли.