Нарвалы одновременно паникуют и замирают при виде человека

Нарвалы одновременно паникуют и замирают при виде человека

Нарвалы сильно пугаются людей и демонстрируют одновременно две реакции на опасность: замедляют физиологические процессы и уплывают, развивая максимальную скорость; это может быть крайне вредно для сердца и всего организма китообразных, считают ученые.

0786170cf6f44ec1bb640d39803ff4c8_201705131735

Существует три стандартных реакции живого организма на угрозу: отступление, активная самооборона и замирание. Поведение большинства животных в опасных ситуациях подпадает под одно из этих определений. Каждая из этих поведенческих реакций сопровождается определенным набором физиологических изменений.

Международная группа исследователей, работавшая совместно с жителями северного побережья Канады, рыбаками-инуитами, изучила стрессовые реакции нарвалов (Monodon monoceros) — крупных морских млекопитающих, обитающих в холодных водах северной Атлантики и Северного Ледовитого океана. Ученые ловили нарвалов в сети и крепили к ним приборы — электрокардиографы, датчики глубины и скорости.

Сразу после того, как нарвалов выпускали обратно в море, напуганные контактом с человеком животные демонстрировали одновременно две поведенческие реакции: они уплывали от людей с максимально возможной скоростью, но при этом замирали; сердцебиение замедлялось до 3 ударов в минуту; это очень мало даже для нарвалов, которые охотятся, погружаясь на глубину до 400 метров и замедляя сердцебиение до 10 ударов в минуту, чтобы экономить кислород.

Авторы исследования считают, что быстрое передвижение (до 25 ударов хвостом в минуту) в сочетании с сильной барикардией подвергает сердечно-сосудистую систему нарвалов и другие ткани и органы большой нагрузке. Неизвестно, как нарвалы реагируют на контакты со своими естественными врагами — косатками и белыми медведями (нарвалы спасаются бегством и прячутся, но что происходит при этом с сердечным ритмом , неизвестно). Однако исследование показало, что  реакция на присутствие человека у нарвалов очень острая и потенциально опасная для здоровья.

До сих пор эти животные очень редко встречались с людьми, но открытие новых мореходных путей из-за таяния арктических льдов может привести к тому, что эти встречи участятся. Возможно, такая реакция обусловлена тем, что нарвалы недостаточно знакомы с человеком; растущее присутствие людей в Арктике, навигация, рыбная ловля, сесйсморазведка могут сильно сказаться на популяции этих китообразных, предупреждают ученые.