Создана нанокерамика со свойствами природной кости — Naked Science

Создана нанокерамика со свойствами природной кости

Российские ученые создали нанокерамику со свойствами природной кости. Изготовленные из этого материала протезы не отторгаются организмом.

Специалисты Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ СО РАН) и Томского госуниверситета (ТГУ) разработали нанокерамический аналог природной кости. Как отметил заведующий кафедрой прочности и проектирования физико-технического факультета ТГУ Сергей Кульков, протезы из этого материала не отторгаются организмом.

Нанокерамика (керамический наноструктурный материал) – компактный материал на основе оксидов, карбидов, нитридов, боридов и других неорганических соединений, состоящий из кристаллитов (зерен) со средним размером до 100 нм.

Исследователи создали протезы мелких суставов пальцев из уникального нанокерамического пористого материала, который по структуре, строению и механическим свойствам похож на природную кость. Таким материалом, как отмечает Кульков, можно заменить практически любую кость.

Это нанокерамика, у которой мы провели модификацию поверхностей. Внешние поверхности модифицировали с помощью магнетронного напыления, внутренние – с помощью химических методов, то есть пропитывали раствором, чтобы получить кальций-фосфатное покрытие. В отличие от иностранных аналогов, протезы из отечественной нанокерамики будут в разы дешевле и доступны для всех слоев населения.

– Сергей Кульков

Он также сообщил, что специалисты «Биомедицинских технологий», совместно с которыми велась работа по созданию нанокерамического аналога природной кости, провели доклинические исследования на животных.

Результаты положительные мелкие протезы из нанокерамики показали полное врастание. Коллеги из университета Крита (Греция) показали, что наша керамика из биоинертной становится биоактивной. Это значит, что она воспринимается организмом как свое, а не инородное тело.

– Сергей Кульков

Сейчас  специалисты занимаются подготовкой к клиническим испытаниям. В случае успешных результатов возможно получение лицензии и запуск производства протезов из нанокерамики.

Наш партнер Новосибирский электровакуумный завод готов производить протезы.