Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Загадка появления миражей
Тайна миражей издавна привлекала внимание путников, наводя на них суеверный ужас. В самом деле, как можно объяснить внезапно появляющиеся озера посреди пустыни или летающие в воздухе корабли? На самом деле речь идет об интересном физическом явлении, которое мы попытаемся доступно объяснить.
Говоря о миражах, люди обычно имеют в виду таинственные видения тропических оазисов, которые внезапно появляются перед страждущим путников посреди раскаленной пустыни. Но стоит обрадованному страннику кинуться к ним, увы ? они так же бесследно исчезают.
Разумеется, к действительности такие киношные фантазии отношения не имеют, но сами миражи существуют на самом деле. Например, проезжая по автостраде, можно увидеть на дороге лужи и водоемы, которые бесследно исчезают, стоит подъехать поближе.
Давайте же разберемся, какие законы природы приводят к появлению столь причудливых феноменов ? несуществующих водоемов и летучих кораблей.
©Joe Orman
Преломление света в воздухе
Одно из основных оптических свойств воды ? она подобно зеркалу отражает предметы, находящиеся над водоемом. Поэтому, заметив вдалеке не только объект, скажем дерево, но и его отражение, можно прийти к выводу, что перед нами озеро или речка.
Однако, если при более близком рассмотрении водоем «исчезнет», значит мы стали свидетелями обыкновенного миража ? явления, вызванного рефракцией света, т. е. преломлением световых лучей.
Свет преломляется при переходе из одной среды в другую: из воздуха в воду, или же из более холодного воздушного потока ? в более теплый. На первый взгляд это может показаться странным, хотя на самом деле все очень просто.
Представьте себе, что вы толкаете перед собой тележку по асфальтовой дорожке. При приложении постоянной силы, скорость тележки зависит только от сопротивления среды, в данном случае ? асфальтового покрытия (сопротивлением воздуха мы пренебрегаем).
Что произойдет, если дорожка вдруг кончится, и мы продолжим свой путь по газону? Сила сопротивления травы несколько выше, поэтому движение тележки замедлится. Теперь допустим, мы перешли с асфальта на газон под острым углом.
Правое колесо тележки окажется на траве и замедлит свой ход, в то время как левое все еще будет двигаться по асфальту с той же скоростью. Из-за разности скоростей тележка автоматически развернется направо, без всякого вмешательства с нашей стороны. Такой же эффект произойдет, если перейти с газона назад, на траву.
©HowStuffWorks
То же самое и со световыми лучами. Скорость света зависит от среды, в которой он распространяется. Максимального значения ? примерно 300 000 км/с ? скорость света достигает в вакууме, где материя не замедляет фотоны.
А вот через земную атмосферу, а тем более через воду, фотоны проносятся намного медленнее. Переходя из одной среды в другую под острым углом, одна часть световой волны на мгновение движется быстрее другой, и световой луч изменяет направление, преломляется.
Образование миражей
Из-за разности температур соседние слои воздуха могут обладать различной плотностью, причем переход зачастую довольно резкий. Такое случается обычно в жаркие летние дни, когда раскаленный асфальт сильно нагревает слой воздуха, находящийся непосредственно над ним.
Световые лучи при внезапном переходе из теплого воздуха в раскаленный ? разница может достигать десятки градусов ? преломляются, создавая миражи.
Обычно отражаясь от какого-либо объекта солнечный свет рассеивается во все стороны. Достигая наших глаз, отраженный свет позволяет нам увидеть собственно сам объект. В нормальный, не слишком жаркий день, на автостраде мы видим лишь впереди едущий автомобиль.
В солнечный же день, из-за раскаленного асфальта, плотность воздуха над дорогой уменьшится, и лучи света, переходя из более плотной, холодной атмосферы, преломятся в нижнем слое воздушной среды прямо над автострадой. В этом можно убедиться, посмотрев на следующую диаграмму, при этом возникнет любопытный эффект.
©HowStuffWorks
Часть световой волны первой пройдет через слои воздуха с различной плотностью и при этом ускорится на мгновение раньше оставшейся части. Лучи, которые обычно падают прямо на дорогу, при этом преломятся и направятся к глазам наблюдателя.
В результате тот увидит автомобиль сдвоенным ? в глаз попадут отраженные лучи от самого автомобиля и от нижнего слоя раскаленного воздуха, в районе его колес. При этом нижние лучи преломляются под большим углом, и наблюдателю кажется, что он видит перед собой отражение машины.
Мозг при этом обрабатывает полученную визуальную информацию как обычно, т. е. воспринимает отраженные лучи как реальный объект, например, как водяную лужу под колесами машины.
Такой мираж называется нижним, поскольку он появляется ниже линии горизонта.
Летучие корабли
Есть и другой тип миражей, верхний, который формируется над земной поверхностью. Они встречаются обычно при очень низких температурах, например, над замерзшими озерами.
При этом нижний атмосферный слой оказывается холоднее верхнего, интенсивно отдавая тепло ледяной поверхности.
Тогда, например, можно вдруг увидеть высоко в воздухе летающий корабль или часть ландшафта. На самом же деле мы видим лишь отражение, созданное преломленными лучами света. Из-за искажения солнечных лучей такие объекты могут казаться значительно больше, чем на самом деле.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Снимки с фотоловушек давно стали культурным явлением. Особенно забавными выглядят медведи. Мы с удовольствием смотрим на зверей, попавших в объектив камер в национальных парках: тигр украл фотоловушку, муравьед проехал верхом на муравьеде и так далее. Но не все животные настолько обаятельные. Ученые из США решили развить эмпатию к гремучим змеям, которых многие боятся. Для этого специалисты запустили трансляцию из «мегалогова», где рептилии отдыхают и рожают потомство.
Исследователи из Нью-Йоркского университета (США) провели эксперимент, чтобы увидеть, как человек преобразовывает отдельные слова в смысловые цепочки. До сих пор наука изучала лишь «производство» отдельных слов, но не принципы этого действия.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Квантовые спиновые жидкости (КСЖ) обещают ученым развитие в областях квантовых вычислений и передачи энергии без потерь. В них магнитные моменты частиц теоретически не должны упорядочиваться даже при охлаждении до абсолютного нуля температур.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии