12.02.2014
Редакция Naked Science

Моментальное вымирание

252 млн лет назад жизнь на Земле подверглась такому испытанию, какого не случалось ни до, ни после. Массовое пермское вымирание стало самым величайшим в истории: с лица планеты исчезло более 96% видов жителей моря и 70% ? суши, включая так и не возродившихся с тех пор гигантских насекомых. До сих пор многое в том «великом вымирании» остается загадкой. Неизвестны его причины ? и даже то, как долго эта катастрофа продолжалась, толком неизвестно.

vulcao
©Wikipedia / Автор: Messiena Lucretius

Недавно американские геологи из группы профессора Сэма Боуринга (Sam Bowring) заявили, что массовое вымирание могло продолжаться всего-навсего 60 тыс. лет (плюс-минус 48 тыс.) ? почти вся жизнь была сметена с планеты за считанные мгновения. Эта оценка, полученная современными методами датировки, делает период Массового пермского вымирания вдесятеро короче, чем считалось до сих пор. «Как вообще можно уничтожить 96% всего живого за какие-то десятки тысяч лет? ? удивляется ученый. ? Экстраординарное вымирание потребует теперь столь же экстраординарного объяснения».

Помимо этого, авторам удалось показать, что за 10 тыс. лет до начала вымирания в океане резко подскакивал уровень углекислоты, что свидетельствует о том, что некий фактор в то время исключительно насытил углекислым газом атмосферу. Этот фактор мог привести как к сильному закислению морской воды, так и к скачку температуры ? по расчетам, на 10 и более градусов. Но что вызвало столь мощный выброс углекислого газа?

По наиболее популярной сегодня гипотезе, смерть пришла из Сибири: это могло быть исключительно сильное и продолжительное вулканическое извержение на территории современной России, следы которого сохранились в форме обширнейших сибирских траппов ? древних отложений магмы. «Что бы это ни было, ? говорит один из авторов новой работы Сет Баргесс (Seth Burgess), ? оно должно было сработать достаточно быстро, чтобы дестабилизировать биосферу до того, как большинство растительных и животных видов успеет адаптироваться к новым условиям».

Чтобы проверить эту гипотезу, теперь ученые намерены провести столь же точную датировку извержения сибирских траппов ? и если время совпадет, загадку самой страшной катастрофы в истории жизни на Земле можно будет считать решенной.