12.02.2014
Редакция Naked Science

Гены Черной смерти

Для Европы XIV век был исключительно неудачным. Убийственная чума ? знаменитая Черная смерть ? скосила здесь более трети населения. Впрочем, досталось всем: пандемия прокатилась от Китая и Индии до Северной Африки и Гренландии, уничтожив, по современным оценкам свыше 60 млн человек по всему миру. Эта демографическая катастрофа не прошла даром. Как выяснили ученые, она оставила свой отпечаток даже в геноме современных европейцев.

Yersinia_pestis

Изменения, затронувшие определенные гены, связанные с работой иммунной системы, обнаружились недавно в геноме европейского населения. Возможно, они во многом определили дальнейшую историю человечества ? во всяком случае, именно эти гены могут быть ответственны за особую реакцию европейцев на определенные заболевания, в том числе аутоиммунные.

Вообще, геном человеческих популяций развивался под непрерывным давлением различных заболеваний. Определенные формы (аллели) генов, способные повысить устойчивость к той или иной местной болезни, обеспечивали группе большую выживаемость ? и сохранялись в более многочисленном потомстве. В то же время группы, не встречавшиеся с какой-то болезнью, могли вовсе не выработать наследственного, генетического иммунитета к ней.

Замечательный пример этому обнаружил недавно исследователь Михай Нети (Mihai Netea) в своей родной Румынии. Около тысячелетия назад в этой восточно-европейской стране появились первые цыгане, мигрировавшие сюда с севера Индии. С тех пор и до наших дней они практически не практикуют смешанных браков с более древним населением страны ? собственно, румынами, давая генетику отличную возможность сравнить геномы двух популяций, живущих в одной местности и в одних условиях.

Как легко подсчитать, Черная смерть, накрывшая Европу около 600 лет назад, цыган так же должна была затронуть. Поэтому Михай Нети и его коллеги решили сравнить связанные с иммунитетом гены цыган и румын, выбрав среди них сходные ? а затем сравнить с этими же генами у населения северной Индии, куда чума не проникла.

Цыгане из Индии