Гены Черной смерти — Naked Science

Гены Черной смерти

Для Европы XIV век был исключительно неудачным. Убийственная чума ? знаменитая Черная смерть ? скосила здесь более трети населения. Впрочем, досталось всем: пандемия прокатилась от Китая и Индии до Северной Африки и Гренландии, уничтожив, по современным оценкам свыше 60 млн человек по всему миру. Эта демографическая катастрофа не прошла даром. Как выяснили ученые, она оставила свой отпечаток даже в геноме современных европейцев.

Yersinia_pestis

Изменения, затронувшие определенные гены, связанные с работой иммунной системы, обнаружились недавно в геноме европейского населения. Возможно, они во многом определили дальнейшую историю человечества ? во всяком случае, именно эти гены могут быть ответственны за особую реакцию европейцев на определенные заболевания, в том числе аутоиммунные.

Вообще, геном человеческих популяций развивался под непрерывным давлением различных заболеваний. Определенные формы (аллели) генов, способные повысить устойчивость к той или иной местной болезни, обеспечивали группе большую выживаемость ? и сохранялись в более многочисленном потомстве. В то же время группы, не встречавшиеся с какой-то болезнью, могли вовсе не выработать наследственного, генетического иммунитета к ней.

Замечательный пример этому обнаружил недавно исследователь Михай Нети (Mihai Netea) в своей родной Румынии. Около тысячелетия назад в этой восточно-европейской стране появились первые цыгане, мигрировавшие сюда с севера Индии. С тех пор и до наших дней они практически не практикуют смешанных браков с более древним населением страны ? собственно, румынами, давая генетику отличную возможность сравнить геномы двух популяций, живущих в одной местности и в одних условиях.

Как легко подсчитать, Черная смерть, накрывшая Европу около 600 лет назад, цыган так же должна была затронуть. Поэтому Михай Нети и его коллеги решили сравнить связанные с иммунитетом гены цыган и румын, выбрав среди них сходные ? а затем сравнить с этими же генами у населения северной Индии, куда чума не проникла.

Цыгане из Индии

©Flickr/ vassilis_cy

В общей сложности ученые просмотрели более 196 тыс. генов у сотни румын и у сотни цыган, а также у 500 жителей севера Индии, откуда цыгане некогда вышли. Несмотря на тысячу лет, прошедшие с тех пор, цыгане до сих пор сохраняют большое генетическое сходство с индусами. Из почти 200 тысяч авторы выделили лишь 20 генов, которые у них изменились за это время.

Один из этих генов, по имеющимся данным, связан с пигментацией кожи, другой ? с течением воспалительных процессов, третий ? с предрасположенностью к некоторым аутоиммунным заболеваниям, таким, как ревматоидный артрит. Но особенное внимание ученых привлекла группа из трех генов, расположенных в 4-й хромосоме и кодирующих толл-подобные рецепторы. Эти белки, располагаясь на мембране клеток, распознают некоторые типы бактерий и запускают иммунный ответ организма ? они являются одним из ключевых элементов нашей «обороны» против патогенных микробов. Что же заставило предков современных цыган выработать форму этих рецепторов такую же, как у их соседей-румын, но не у их предков из Индии? Неужели Черная смерть?

Чтобы проверить это, ученые использовали клеточные культуры с генами, несущими либо ту, либо другую форму этих генов ? и, соответственно, толл-подобных рецепторов. Авторы протестировали их способность реагировать на присутствие ужасной Yersinia pestis ? бактерии, вызывающей чуму. И действительно: «европейская» форма этих генов эффективнее запускала иммунный ответ, нежели «индийская». Кошмарный XIV век, обернувшийся массовым вымиранием населения по всей Европе ? от России до Испании ? сохранил по себе недобрую память не только в страшных сказках и гравюрах тех лет. Он отпечатался прямо в нас, в наших генах ? возможно, навсегда.

Международная команда ученых выяснила, что первые греческие цивилизации происходили примерно от одних и тех же предков.

Числом Данбара называют ограничение постоянных социальных связей, которые могут поддерживать человек и другие виды приматов. Это обусловлено нашей биологией, точнее — размером мозга. Ученые из Швеции поставили под сомнение знаменитую гипотезу.

Blue Origin хочет провести первый старт туристического космического корабля New Shepard с человеком на борту 20 июля. Сейчас за спиной у компании Джеффа Безоса 15 беспилотных запусков: почти все завершились успешно.