13.02.2017
Редакция Naked Science

Модифицированные гепатоциты избавили мышей от диабета

Немецкие ученые научились перепрограммировать гепатоциты в клетки поджелудочной железы в рамках терапии сахарного диабета 1 типа. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

islets_great_3

Сахарный диабет 1 типа — аутоиммунное заболевание, при котором в крови наблюдается повышенный уровень глюкозы. От сахарного диабета 2 типа эта патология отличается тем, что дефицит инсулина в ее случае абсолютен из-за гибели клеток поджелудочной железы. Универсального лечения диабета не существует, и пациенты проходят заместительную терапию в течение всей жизни.

Одним из перспективных методов лечения диабета является трансплантация клеток поджелудочной железы от здорового человека. Однако организм реципиента часто воспринимает пересаженные клетки как чужеродные и запускает иммунный ответ, для подавления которого используются иммунодепрессанты. При этом угнетение иммунитета может повышать риск общей заболеваемости таких пациентов.

В новой работе ученые из Центра молекулярной медицины имени Макса Дельбрюка и Дрезденского технического университета использовали для трансплантации клетки самих пациентов. На первом этапе они секвенировали РНК прекурсоров гепатоцитов и клеток поджелудочной железы, полученных из эмбрионов мышей. Результаты показали, что предшественники клеток обоих органов идентичны.

Однако зрелые клетки различались по уровню экспрессии гомеобоксного белка TGIF 2, который кодируется одноименным геном. Авторы смоделировали у животных сахарный диабет 1 типа и извлекли их гепатоциты. Затем они повысили экспрессию TGIF 2 в клетках печени до показателя клеток поджелудочной железы и ввели модифицированные клетки в организм особей из экспериментальной группы.

Последующий анализ показал, что трансплантация модифицированных клеток сократила уровень глюкозы в крови подопытных мышей. По мнению авторов, это указывает на то, что перепрограммирование позволило гепатоцитам выполнять функцию клеток поджелудочной железы. Сейчас ученые работают над адаптацией технологии к организму человека и подготовкой к клиническим исследованиям.