Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
18.12.2013
Редакция Naked Science

Миллионы в черную дыру

На получение первого изображения черной дыры выделен грант в размере 14 млн евро.

event-horizon

Европейский исследовательский совет (European Research Council, ERC) выделил 14-миллионный грант команде ученых, работающих над уникальным проектом BlackHoleCam. Цель работы ? получить снимок сверхмассивной черной дыры, находящейся в центре нашей галактики. Точнее говоря, ее горизонта событий, условной границы, перейдя которую уже ничто, даже излучение, не сможет вернуться обратно.

«Практически все астрофизики не сомневаются в существовании черных дыр, однако напрямую ни одну из них еще никто не видел, ? говорит нидерландский исследователь Гейно Фальке (Heino Falcke), один из трех ключевых разработчиков проекта BlackHoleCam. ? Сегодня технологии достаточно развились для того, чтобы сделать это ? если, конечно, черные дыры действительно существуют и действительно таковы, какими их предсказывают теории: нет горизонта событий ?  нет и черной дыры».

Для наблюдений авторы проекта планируют использовать метод радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами, для которого требуется параллельное участие нескольких наземных радиотелескопов, разделенных как можно большим расстоянием ? например, на разных континентах. Сфокусировавшись на объекте ? в данном случае на Стрельце A* в центре Млечного Пути ? они дадут слегка разные картинки, которые затем объединятся с помощью компьютера. Фактически создается радиотелескоп с антенной, размеры которой сопоставимы с размерами Земли. Разрешающая способность таких систем в десятки тысяч раз превышает возможности самых лучших оптических инструментов.

С помощью такого радиоинтерферометра участники BlackHoleCam и планируют рассмотреть горизонт событий сверхмассивной черной дыры в Стрельце A*. В теории вещество, уносясь в черную дыру, колоссально ускоряется и раскаляется, испуская сильное излучение, которое разлетается далеко во все стороны. За одним исключением: частицы, случайно пересекшие горизонт событий дыры, уже никуда оттуда не денутся, и горизонт событий должен быть виден как темная тень на фоне сверхъярких окрестностей.