Охотник за звездами — Naked Science

Охотник за звездами

Готовится к старту европейский телескоп Gaia стоимостью больше миллиарда долларов.

Gaia_Spacecraft

В ближайшие дни на европейском космодроме Куру во Французской Гвиане закипит работа. На стартовом комплексе для ракет «Союз-СТБ» с разгонными блоками «Фрегат» начнется монтаж нового научного спутника Gaia ? самого сложного космического телескопа, какой доводилось создавать специалистам ESA. Ставки предстоящего запуска действительно высоки: стоимость миссии достигает 740 млн евро ? чуть больше миллиарда долларов.

Ключевой задачей спутника станет проведение наблюдений, которые лягут в основу новой, самой точной и масштабной трехмерной карты  нашей галактики. Считается, что он сможет провести «перепись» примерно миллиарда звезд Млечного Пути ? то есть, около 1% звезд, входящих в состав галактики. Для каждой звезды Gaia позволит установить точное расстояние, скорость и направление ее движения. Первых результатов этой работы астрономы ждут уже через два года.

Здесь можно вспомнить предыдущий европейский аппарат с близкой миссией ? почти легендарный телескоп Hipparcos, который был запущен в 1989 году и в течение четырех лет собрал подробные данные для 118 тыс. звезд, и еще для 2 млн ? с не столь высокой точностью. Созданные на основе этой информации базы астрометрических данных до сих пор служат важным ресурсом для астрономических исследований.

Gaia поднимет качество этой информации на новый уровень. Его шестигранная оптическая система, в поперечнике имеющая 3 м, в 200 раз превышает аппаратуру Hipparcos по чувствительности. «Если Hipparcos был способен измерить угловые размеры, сравнимые с ростом астронавта, стоящего на Луне, то Gaia разглядит даже ноготь на его пальце», ? не без гордости пишут специалисты ESA.

Телескоп Gaia сканирует небо

Второй научной задачей зонда станут не менее интересные исследования. Фиксируя малейшие колебания положения звезд, вызванные вращением вокруг них близких и достаточно тяжелых планет, Gaia внесет свой вклад в поиск новых далеких миров. Авторы проекта ожидают, что телескоп поможет обнаружить порядка 50 тыс. экзопланет, расположенных в пределах 150-ти световых лет от Солнца.

Отдельным полем наблюдений для телескопа станет наша Солнечная система ? Gaia будет исследовать мелкие астероиды, в том числе и уточнит орбиты потенциально угрожающих Земле тел. Помимо этого, аппарат будет следить за взрывами сверхновых и черными карликами.

После запуска Gaia ненадолго задержится возле Земли: местом работы зонда намечена точка либрации L2 ? места в 1,5 млн км от планеты, где гравитации Солнца и Земли балансируют друг друга, и тело, масса которого невелика, может постоянно находиться в ней, поддерживаемое лишь балансом этих сил. Кроме того, обзору с этой далекой точки круглый год не мешают ни Земля, ни Солнце, ни Луна.