Меркурий оказался тектонически активным

Меркурий оказался тектонически активным

Группа американских астрогеологов обнаружила, что Меркурий сохранял тектоническую активность дольше, чем предполагалось. Результаты исследования опубликованы в Nature Geoscience.

01mercury

Геологическая история Меркурия основана на изучении относительного возраста его рельефа. По современным представлениям, тектоническая активность планеты могла прекратиться в калорском или толстовском периодах — 3,8–4 миллиарда лет назад. Это сопровождалось растрескиванием внешней каменной коры Меркурия с образованием своего рода «чешуи» и последующим остыванием жидкого железно-никелевого ядра.

В основу новой работы лег анализ снимков, сделанных зондом Messenger. В частности, за 18 месяцев до крушения ученые снизили орбиту зонда, что позволило получить более детальные фотографии поверхности. Результаты показали, что, помимо крупных — высотой в несколько километров — уступов, ландшафт Меркурия содержит малые — длиной в несколько сотен метров. Последние при этом расположены в небольших молодых кратерах.

Как отмечают авторы, наличие подобных уступов может свидетельствовать о том, что тектоническая активность планеты прекратилась не ранее чем 50 миллионов лет назад. Не исключается, что геологические процессы на Меркурии продолжаются в настоящее время. Для проверки гипотезы исследователи намерены использовать данные европейского зонда BepiColombo, запуск которого запланирован на апрель 2018 года.

Зонд Messenger был запущен NASA в 2004 году и стал первым аппаратом, который отправился к Меркурию после зонда Mariner-10. С помощью миссии астрофизикам удалось обнаружить, что центр магнитного поля планеты смещен в направлении севера. Кроме того, Messenger доказал возможность существования в кратерах Меркурия замороженной воды. В апреле 2015 года зонд разбился о поверхность планеты в связи с исчерпанием запасов топлива.

Несмотря на то что трудно найти место на Земле, где воздух был бы «первозданным» и незагрязненным в результате пагубной человеческой деятельности, специалистам из США и Австралии это все же удалось.