Определены масштабы «углеродного следа» богатых людей — Naked Science
9 минут
Мария Азарова
2

Определены масштабы «углеродного следа» богатых людей

4.9

Исследование показало, что на протяжении 25 лет 1% самых обеспеченных людей способствовал более чем вдвое большим выбросам углекислого газа, чем 50% бедного населения мира.

© Getty Images
© Getty Images

Международное объединение Oxfam опубликовало новое исследование, проведенное совместно со Стокгольмским институтом окружающей среды. Согласно ему, с 1990 по 2015 год 1% самых богатых людей был ответственен за выброс почти в три раза большего количества углекислого газа, чем 50% бедных жителей нашей планеты.

«Чрезмерные уровни потребления богатого меньшинства подпитывают климатический кризис и подвергают планету опасности. Никто не застрахован от этого, однако самые бедные в мире платят наивысшую цену, хотя и ответственны за наименьшие объемы выбросов: они борются с наводнениями, голодом и циклонами», — заявил Дэнни Срискандараджа, исполнительный директор Oxfam GB.

Так, во всем мире 10% людей имеют доход более чем 35 тысяч долларов в год (примерно 2,6-2,7 миллиона рублей), а 1% самых богатейших зарабатывают свыше 100 тысяч долларов (7,6 миллиона рублей). По подсчетам экспертов, на 10% обеспеченных людей (около 630 миллионов человек) за изученный период в 25 лет приходилось порядка 52% всех выбросов CO2. А на долю самых богатых — 15% выбросов (более чем в два раза больше, чем на беднейшую половину человечества (7%)).

«Подобные уровни выбросов углерода от богатых означают, что хотя мы поставили мир на грань климатической катастрофы за счет сжигания ископаемого топлива, нам все еще не удалось улучшить жизнь миллиардов людей, — отметил Тим Гор, руководитель отдела политики и защиты интересов из Oxfam International. — Глобальный углеродный бюджет был потрачен не на улучшение положения всех слоев человечества. <…> А мы должны гарантировать, что углерод используется наилучшим образом».

По словам авторов отчета «Противодействие углеродному неравенству», безудержные темпы потребления и чрезмерная любовь обеспеченных слоев общества к «высокоуглеродному» транспорту истощают так называемый мировой углеродный бюджет (эмиссионный бюджет СО2: под этим понимают допустимую суммарную антропогенную эмиссию углекислого газа за установленный период времени).

Выбросы углекислого газа ведут к нагреванию атмосферы. При этом ученые неоднократно сообщали, что повышение температуры более чем на 1,5 ° C по сравнению с доиндустриальными уровнями может нанести невосполнимый ущерб окружающей среде. Если ситуация не изменится, в следующем десятилетии выбросов CO2, производимых 10% самых богатых людей, окажется достаточно, чтобы впоследствии спровоцировать повышение температуры на 1,5 ° C, даже если остальной мир немедленно сократит свои выбросы до нуля, утверждают сотрудники Oxfam.

Как отмечают авторы отчета, несправедливо позволять развитым странам и их обеспеченным гражданам потреблять намного больше, чем бедным. В то время как планета движется к возобновляемым источникам энергии и люди постепенно отказываются от ископаемого топлива, лучше, чтобы любые выбросы, которые по-прежнему неизбежны, были результатом попыток предоставить малообеспеченным доступ к основным удобствам.

«Наилучшая возможная, морально оправданная цель — чтобы все человечество жило достойной жизнью, однако [углеродный бюджет] уже израсходован богатыми, чтобы стать еще богаче. <…> Речь идет не о людях, которые раз в год летают с семьей в отпуск, а о людях, которые ежемесячно путешествуют на дальние расстояния, — и это довольно небольшая группа», — добавил Гор.

По его словам, именно транспорт — один из ключевых факторов в сложившейся ситуации: так, богачи демонстрируют тенденцию ездить на больших внедорожниках. Поэтому эксперты предлагают повысить «налоги на роскошь» и даже ввести сбор для часто летающих клиентов авиакомпаний, а вырученные средства направить в том числе на улучшение положение бедных слоев населения.

Что касается пандемии Covid-19 и введенных в связи с ней ограничений и «локдаунов», на которые экоактивисты возлагали большие надежды, то, по мнению специалистов, общее воздействие коронавируса на углеродный бюджет, вероятно, будет незначительным: после отмены карантинных мер прежние уровни выбросов практически восстановились. 

А подробнее о том, повлияло ли распространение SARS-CoV-2 на изменение климата, можно почитать в нашем подробном материале.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Вчера, 12:51
39 минут
Александр Березин

В июне 2020 года канадские астрономы рассчитали, что в Млечном Пути может быть пять миллиардов планет, похожих на Землю и вращающихся вокруг звезд, похожих на Солнце. Однако это лишь видимая часть айсберга обитаемых планет. Дело не только в том, что вокруг звезд других типов их больше: и сами условия на экзопланетах в других системах могут быть куда благоприятнее для жизни, чем у нас с вами. Попробуем понять почему.

Вчера, 10:05
2 минуты
Sergei Sobol

Обращаете внимание, какой творческий подход проявляют дизайнеры при создании электрических мотоциклов? Каждый из них уникален своими особенностями, и наш сегодняшний фаворит – концептуальный электрический байк BMW Motorrad – не исключение. Он создан дизайнером из Валенсии Яго Валино (Iago Valino), вдохновившимся кастомными мотоциклами мастерской El Solitario. А эстетика байка навеяна культовыми мотоциклами Ural, в которые советские инженеры добавили собственный взгляд на традиции BMW.

3 часа назад
3 минуты
Сергей Васильев

Психологи показали, что у спящих в общей кровати пар фазы быстрого сна более упорядочены и длятся дольше, чем у тех, кто спит сам по себе.

Вчера, 12:51
39 минут
Александр Березин

В июне 2020 года канадские астрономы рассчитали, что в Млечном Пути может быть пять миллиардов планет, похожих на Землю и вращающихся вокруг звезд, похожих на Солнце. Однако это лишь видимая часть айсберга обитаемых планет. Дело не только в том, что вокруг звезд других типов их больше: и сами условия на экзопланетах в других системах могут быть куда благоприятнее для жизни, чем у нас с вами. Попробуем понять почему.

Вчера, 10:05
2 минуты
Sergei Sobol

Обращаете внимание, какой творческий подход проявляют дизайнеры при создании электрических мотоциклов? Каждый из них уникален своими особенностями, и наш сегодняшний фаворит – концептуальный электрический байк BMW Motorrad – не исключение. Он создан дизайнером из Валенсии Яго Валино (Iago Valino), вдохновившимся кастомными мотоциклами мастерской El Solitario. А эстетика байка навеяна культовыми мотоциклами Ural, в которые советские инженеры добавили собственный взгляд на традиции BMW.

14 мая
2 минуты
Илья Ведмеденко

Как следует из обнародованных материалов, дальность действия перспективной американской системы гиперзвукового оружия Long Range Hypersonic Weapon превышает 2775 километров.

25 апреля
17 минут
Александр Березин

На этой неделе СМИ выдали новость, от которой можно впасть в шок: «Ранее из России уезжало около 14 тысяч исследователей [в год], теперь — 70 тысяч». Мы внимательно разобрались в ситуации и вынуждены отметить, что ничего подобного не было и нет. В реальности речь вовсе не об ученых и даже не о высококвалифицированных специалистах. Проблемы с учеными в России есть. Но в этом случае речь идет не о них, а о том, что отдельные бывшие комсомольские вожаки, удачно устроившиеся в РАН, перепутали утечку мозгов из России с отъездом из нее гастарбайтеров. Разбираемся, как это у них получилось.

23 апреля
11 минут
Василий Парфенов

Действующий глава NASA в рамках общения с прессой ответил на ряд вопросов, касающихся недавних заявлений российских политиков и главы «Роскосмоса» о скором отказе от собственного сегмента МКС. Администратор заверил всех, что агентство находится в хороших отношениях с Россией, а также поделился информацией о согласовании обмена местами для астронавтов и космонавтов в пилотируемых миссиях двух стран.

24 апреля
9 минут
Мария Азарова

Американские ученые показали обратную связь всех конечных точек смертности с содержанием омега-3-полиненасыщенных жирных кислот. Согласно их выводам, более высокие уровни некоторых основных ПНЖК в тканях и крови могут снижать вероятность смерти от всех причин в среднем на 13% и в итоге замедлять процесс старения.

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария

-
0
+
Осн проблема не в углероде, а в мусоре. Абсолютно все страны принимают законы, увеличивающие количество мусора. Соблюдая их, приходится нещадно загрязнять природу. Вторая проблема - поведение корпораций, также нещадно мусорящих в природу. Лоббирующих законы, которые все более и более увеличивают количество выбрасываемого мусора. Экстерналии вообще не учитываются. А чего привязались к углероду в частности и к богатым людям вообще, я не понимаю. Ну не производите предметов роскиши. Запретите мощные личные авто - трудно, что ли? (Только для спецмашин оставьте). Где Европарламент, Евросоюз?
Другими словами, 1 процент богатейших людей мира произвел столько же загрязнения что и 100% бедных?
Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: