Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
30.12.2016
Редакция Naked Science

Малоподвижность при ожирении связали с дофамином

Международная группа ученых обнаружила, что снижение двигательной активности при ожирении связано с дисфункцией дофаминовых рецепторов в базальных ядрах мозга. Результаты работы опубликованы в журнале Cell Metabolism.

hspg1

Известно, что ожирение связано со снижением двигательной активности. Однако точные причины, по которым это происходит, изучены недостаточно. Прошлые работы показали, что избыточное отложение жира также нарушает выработку дофамина в полосатом теле — структуре, отвечающей за регуляцию мышечного тонуса. Схожие изменения характерны для болезни Паркинсона и обусловлены рецепторами прямого (D1R) и косвенного (D2R) ингибирующих путей.

Чтобы выяснить, как дофаминовые рецепторы связаны с физической активностью, ученые из Национального института по изучению проблем диабета, болезней почек и органов пищеварения (США) и других учреждений провели эксперимент на мышах. Животных разделили на две группы, одну из которых кормили пищей с высоким содержанием жира. Каждые две недели в течение 18 недель массу тела и специфику (скорость, общее количество) движений особей оценивали.

Схема эксперимента. / © Danielle M. Friend et al., Cell Metabolism, 2016

Наблюдения показали, что набор массы у мышей из экспериментальной группы начался со второй недели исследования и продолжался до его завершения. С четвертой недели двигательная активность животных с ожирением снижалась. Однако связь между увеличением массы и малоподвижностью опроверг статистический анализ: скорость снижения активности была выше, чем темпы ожирения. Затем DA-рецепторы животных изучили методом авторадиографии.

Это позволило определить, что D2Rs в полосатом теле мышей с ожирением хуже связываются с дофамином, тогда как функции D1Rs не нарушаются. Причем изменения D2Rs также коррелировали не с набором массы, но со снижением активности. Дальнейший анализ показал, что в целом скорость пиковых потенциалов в полосатом теле животных из обеих групп сопоставима. Но у особей с ожирением нарушена организация таких потенциалов во время движения.

По словам авторов, эти данные помогают прояснить физиологические причины склонности к гиподинамии. Потенциально они могут использоваться в разработке мер, направленных на повышение качества жизни людей с избыточным весом. Кроме того, работа показывает, что дисфункция дофаминовых рецепторов может повышать риск ожирения, однако для набора массы ее недостаточно. Для уточнения механизма нужны дополнительные исследования, отмечают ученые.