30.12.2016
Редакция Naked Science

Малоподвижность при ожирении связали с дофамином

Международная группа ученых обнаружила, что снижение двигательной активности при ожирении связано с дисфункцией дофаминовых рецепторов в базальных ядрах мозга. Результаты работы опубликованы в журнале Cell Metabolism.

hspg1
©Wikipedia / Автор: Pinaria Caprarius

Известно, что ожирение связано со снижением двигательной активности. Однако точные причины, по которым это происходит, изучены недостаточно. Прошлые работы показали, что избыточное отложение жира также нарушает выработку дофамина в полосатом теле — структуре, отвечающей за регуляцию мышечного тонуса. Схожие изменения характерны для болезни Паркинсона и обусловлены рецепторами прямого (D1R) и косвенного (D2R) ингибирующих путей.

Чтобы выяснить, как дофаминовые рецепторы связаны с физической активностью, ученые из Национального института по изучению проблем диабета, болезней почек и органов пищеварения (США) и других учреждений провели эксперимент на мышах. Животных разделили на две группы, одну из которых кормили пищей с высоким содержанием жира. Каждые две недели в течение 18 недель массу тела и специфику (скорость, общее количество) движений особей оценивали.

Схема эксперимента. / © Danielle M. Friend et al., Cell Metabolism, 2016

Наблюдения показали, что набор массы у мышей из экспериментальной группы начался со второй недели исследования и продолжался до его завершения. С четвертой недели двигательная активность животных с ожирением снижалась. Однако связь между увеличением массы и малоподвижностью опроверг статистический анализ: скорость снижения активности была выше, чем темпы ожирения. Затем DA-рецепторы животных изучили методом авторадиографии.

Это позволило определить, что D2Rs в полосатом теле мышей с ожирением хуже связываются с дофамином, тогда как функции D1Rs не нарушаются. Причем изменения D2Rs также коррелировали не с набором массы, но со снижением активности. Дальнейший анализ показал, что в целом скорость пиковых потенциалов в полосатом теле животных из обеих групп сопоставима. Но у особей с ожирением нарушена организация таких потенциалов во время движения.

По словам авторов, эти данные помогают прояснить физиологические причины склонности к гиподинамии. Потенциально они могут использоваться в разработке мер, направленных на повышение качества жизни людей с избыточным весом. Кроме того, работа показывает, что дисфункция дофаминовых рецепторов может повышать риск ожирения, однако для набора массы ее недостаточно. Для уточнения механизма нужны дополнительные исследования, отмечают ученые.