Люди оказались способны слышать эмоции лягушек и панд

Группа ученых из Бельгии, Канады, Австрии и Германии пришли к выводу, что люди могут распознавать эмоциональное состояние других животных по вокализации.

Большинство исследований, направленных на изучение средств коммуникации, сосредоточены на внутривидовом взаимодействии или способности животных понимать речь. Например, ранее стало известно, что собаки (Canis lupus familiaris) помимо интонаций могут распознавать семантику некоторых слов. Менее ясно, позволяют ли возможности человека воспринимать эмоциональное состояние иных таксонов только по звуковым сигналам. Прояснение этого вопроса важно для реконструкции процесса эволюции. Согласно предположению Чарльза Дарвина, этот признак является консервативным и универсален для сухопутных позвоночных. Таким образом, для последних средства передачи сигналов должны быть общими.

Ряд прошлых наблюдений подтвердили эту гипотезу. В частности, известно, что люди на основании звуковых сигналов могут сравнительно точно определять эмоциональное состояние младенцев, приматов (обыкновенных шимпанзе, Pan troglodytes) и животных-компаньонов, с которыми их связывает коэволюция, — кошек (Felis catus), собак и домашних свиней (Sus scrofa domesticus). Тем не менее, неясно, распространяется ли этот навык на филогенетически более далеких друг от друга видов.

Чтобы восполнить пробел, специалисты из Брюссельского свободного университета, Альбертского университета и других научных учреждений провели эксперимент с 75 носителями английского, севернокитайского и немецкого языков. Выбор был обусловлен необходимостью уточнения природы феномена — приобретенной или врожденной. В ходе работы авторы давали испытуемым прослушать 180 аудиозаписей вокализации девяти позвоночных: домашней свиньи, большой панды (Ailuropoda melanoleuca), берберской обезьяны (Macaca sylvanus), саванного слона (Loxodonta africana), ворона (Corvus corax), черношапочной гаечки (Poecile atricapillus), а также американского аллигатора (Alligator mississippiensis), древесной лягушки (Dendropsophus ebraccatus) и человека, говорившего на тамильском языке.

Точность распознавания эмоций по вокализации разных животных / ©Piera Filippi et al., Proceedings of the Royal Society B, 2017

Задачей участников было оценить степень возбуждения животного, в частности испытывало ли оно в момент записи интенсивные положительные или отрицательные эмоции. Результаты показали, что точность ответов превышала случайную. Любопытно, что лучше всего добровольцы справлялись с оценкой не только с оценкой речи, но и вокализаций лягушек и панд, а сигналы аллигаторов распознавали точнее, чем обезьян. Последующий анализ позволил прийти к выводу, что звуки, характерные для повышенного возбуждения, сопровождаются увеличением центра тяжести спектра и фундаментальной частоты. Для речи, однако, такой корреляции выявлено не было.

По мнению ученых, полученные данные подтверждают гипотезу Дарвина о наличии универсальных механизмов передачи эмоционального состояния у позвоночных. Они также отметили, что в рамках исследования выяснилась специфичность обработки речи относительно других звуков. В будущем авторы намерены изучить различия в восприятии вербальных и невербальных сигналов.

Подробности работы представлены в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Ранее исследователи показали, что какаду способны на регулярную ритмичность, а соловьи — на свингование.

Аватар пользователя namelessclone