Какаду оказалась подвластна регулярная ритмичность

Какаду оказалась подвластна регулярная ритмичность

Исследователи из Австралии подтвердили, что пальмовые какаду способны производить звуки с регулярным ритмом с помощью самостоятельно изготовленных инструментов.

Помимо человека производить звуки с регулярным ритмом могут многие другие животные. Так, шимпанзе (Pan troglodytes) способны сравнительно долго (несколько минут) барабанить по ведру вне очевидного контекста, варьируя темп, и с помощью движений выравнивать последовательность сигналов на слух. Калифорнийские морские львы (Zalophus californianus) и волнистые попугайчики (Melopsittacus undulatus), в свою очередь, нередко синхронизируют колебания своего тела под музыку, например стук метронома. Реже изохронное постукивание выполняется с помощью самостоятельно изготовленных инструментов. Единственным примером такого поведения в дикой природе служит пальмовый какаду (Probosciger aterrimus).

Пальмовые какаду обитают в саваннах и тропических лесах Австралии и Новой Гвинеи. Наблюдения 1980-х годов показали, что самцы этого вида могут использовать плоды (орехи) Grevillea glauca и обработанные палочки для постукивания по полым ветвям. Причем, в отличие от других таксонов, P. aterrimus применяют инструменты в ситуациях, не связанных с кормлением, а производство звуков с регулярным ритмом имеет у них визуальное и акустическое сопровождение — в виде подъема гребня или редкой вокализации. В новой статье специалисты из Австралийского национального университета, Квинслендского университета и других учреждений представили итоги анализа акустических сигналов, которые генерируют какаду.

Ученые наблюдали за 18 самцами P. aterrimus, гнездовья которых находились на севере Австралии. Всего команда записала 131 серию звуков, каждая из которых состояла из 5–92 ударов (от двух до 33 на особь). Темп постукиваний сильно варьировался, а средняя длительность пауз между ударами составила 801±289 миллисекунд. Любопытно, что интервалы, по всей видимости, удерживались целенаправленно: какаду не барабанили по ветвям с максимально доступной для них скоростью. Более того, последовательности сигналов не соответствовали определению пуассоновского процесса: паузы носили скорее согласованный характер. Отдельно авторы изучили самые длинные серии постукиваний.

Рассмотрение семи продолжительных последовательностей (по 27–92 удара) ставило целью проверить регулярность производимого ритма. Для этого исследователи протестировали автокорреляции интервалов с шагом в одну и десять пауз. Анализ выявил зависимость одного интервала с двумя и трех, четырех и пяти — с тремя последующими. Таким образом, серии постукиваний P. aterrimus содержали предсказуемые паузы, соответствуя ключевому критерию человеческой музыки. В 67,5 процентах случаев подобное поведение наблюдалось в присутствии самки; рядом с самцом, который не барабанит по ветви, самки встречались значительно реже, что может указывать на межполовую основу признака.

Статья опубликована в журнале Science Advances.

Ранее орнитологи выяснили, что малые попугаи-ваза могут использовать гальку и косточки в качестве скребкового инструмента.

Видеозапись последовательностей / ©Robert Heinsohn et al., Science Advances, 2017

27 мая, в 23:33 (мск), в рамках миссии SpaceX DM-2 должен состояться первый пилотируемый запуск нового космического корабля Crew Dragon. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.

Смоделировав удар астероида, который почти 66 миллионов лет назад запустил массовое мел-палеогеновое вымирание видов, ученые показали, что он был нанесен с северо-востока, под углом почти в 60 градусов.

«Синтезатор норимаки» с помощью электрической стимуляции воздействует на определенные зоны языка — и позволяет ощутить любой из пяти основных вкусов без необходимости потреблять пищу.

Новые данные показывают: численность бобров в России и Евразии резко недооценивалась. Их здесь миллион, а вскоре будет во много раз больше. Тогда бобры полностью изменят наш ландшафт — причем в лучшую сторону. Как ни странно, эти существа способны заселить не только леса, но и тундру, степь и даже морские берега. По пути они полностью изменяют экосистему — а также шансы на выживание в ней людей. Начнись процесс бобриной реконкисты чуть раньше — и тысячи москвичей были бы спасены. Попробуем разобраться почему.

Илон Маск пообещал, что новый электроспорткар получит опцию как у автомобилей Джеймса Бонда.