Какаду оказалась подвластна регулярная ритмичность — Naked Science
29.06.2017
Редакция Naked Science

Какаду оказалась подвластна регулярная ритмичность

Исследователи из Австралии подтвердили, что пальмовые какаду способны производить звуки с регулярным ритмом с помощью самостоятельно изготовленных инструментов.

Помимо человека производить звуки с регулярным ритмом могут многие другие животные. Так, шимпанзе (Pan troglodytes) способны сравнительно долго (несколько минут) барабанить по ведру вне очевидного контекста, варьируя темп, и с помощью движений выравнивать последовательность сигналов на слух. Калифорнийские морские львы (Zalophus californianus) и волнистые попугайчики (Melopsittacus undulatus), в свою очередь, нередко синхронизируют колебания своего тела под музыку, например стук метронома. Реже изохронное постукивание выполняется с помощью самостоятельно изготовленных инструментов. Единственным примером такого поведения в дикой природе служит пальмовый какаду (Probosciger aterrimus).

Пальмовые какаду обитают в саваннах и тропических лесах Австралии и Новой Гвинеи. Наблюдения 1980-х годов показали, что самцы этого вида могут использовать плоды (орехи) Grevillea glauca и обработанные палочки для постукивания по полым ветвям. Причем, в отличие от других таксонов, P. aterrimus применяют инструменты в ситуациях, не связанных с кормлением, а производство звуков с регулярным ритмом имеет у них визуальное и акустическое сопровождение — в виде подъема гребня или редкой вокализации. В новой статье специалисты из Австралийского национального университета, Квинслендского университета и других учреждений представили итоги анализа акустических сигналов, которые генерируют какаду.

Ученые наблюдали за 18 самцами P. aterrimus, гнездовья которых находились на севере Австралии. Всего команда записала 131 серию звуков, каждая из которых состояла из 5–92 ударов (от двух до 33 на особь). Темп постукиваний сильно варьировался, а средняя длительность пауз между ударами составила 801±289 миллисекунд. Любопытно, что интервалы, по всей видимости, удерживались целенаправленно: какаду не барабанили по ветвям с максимально доступной для них скоростью. Более того, последовательности сигналов не соответствовали определению пуассоновского процесса: паузы носили скорее согласованный характер. Отдельно авторы изучили самые длинные серии постукиваний.

Рассмотрение семи продолжительных последовательностей (по 27–92 удара) ставило целью проверить регулярность производимого ритма. Для этого исследователи протестировали автокорреляции интервалов с шагом в одну и десять пауз. Анализ выявил зависимость одного интервала с двумя и трех, четырех и пяти — с тремя последующими. Таким образом, серии постукиваний P. aterrimus содержали предсказуемые паузы, соответствуя ключевому критерию человеческой музыки. В 67,5 процентах случаев подобное поведение наблюдалось в присутствии самки; рядом с самцом, который не барабанит по ветви, самки встречались значительно реже, что может указывать на межполовую основу признака.

Статья опубликована в журнале Science Advances.

Ранее орнитологи выяснили, что малые попугаи-ваза могут использовать гальку и косточки в качестве скребкового инструмента.

Видеозапись последовательностей / ©Robert Heinsohn et al., Science Advances, 2017