Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Космические внедорожники
После долгого перерыва люди планируют новые пилотируемые миссии к Луне и другим небесным телам. Их ждут астероиды, Марс, спутники планет-гигантов... На чем же будут колесить лихие пионеры других миров?
Все началось на Луне
Первый в мире планетоход отправился в первое путешествие по поверхности другого небесного тела в ноябре 1970 г. «Луноход-1» был создан на четырехосной платформе и приводился в движение электромоторами, питавшимися от солнечных батарей. При массе около 750 кг высокой скоростью он не отличался и мог развивать максимум 2 км/ч.
Путешествие стало эпохальным достижением, и хотя проехал луноход всего 10 км, продлилось оно почти год. За это время аппарат провел огромное количество исследований, передал приличный объем информации и даже успел поздравить женщин с 8 марта, в 1971 г. выведя на поверхности Луны восьмерку.

Еще до завершения миссии «Лунохода-1» к нему начали присоединяться «внедорожники» более совершенной конструкции. По сути, это были двухместные лунные купе – роверы LRV, которые запускались в рамках американской программы Apollo и были способны (с учетом лунной гравитации) перевозить до 490 кг. Творение конструкторов Boeing и General Motors снабжалось четырьмя электродвигателями по 0,25 л.с. каждый, так что LRV могли развивать уже рекордную скорость – аж до 18 км/ч.
Планетоходами LRV с удовольствием пользовались участники лунных экспедиций Apollo 15, 16 и 17. Кстати, при этом у них дважды отваливался щиток пылезащиты, но в одном случае на незначительную поломку просто махнули рукой, а во втором «крыло» временно закрепили скотчем.

Следующей целью стала грозная Красная планета, куда в 1997 г. в рамках миссии Mars Pathfinder совершил посадку модуль с марсоходом Sojourner. Он имел весьма неплохую по тем временам микроэлектронную начинку: процессор Intel 80C85 с частотой 100 КГц и 512 Кб оперативной памяти. Небольшой аппарат весил всего 15,5 кг, но был оснащен аж 11-ю электродвигателями, которые приводили в движение не только его колеса, но и бортовой спектрометр.

Марс, наши дни
Новейшая эра в освоении Марса открылась в 2004 г., когда на планете начали работу знаменитые марсоходы-близнецы Spirit и Opportunity. Это были уже намного более мощные аппараты, весящие по 185 кг, с шестью независимыми колесами, достаточно мощным электродвигателем и уже 32-ядерным 20-мегагерцевым процессором повышенной радиационной стойкости. Миссия роверов стала легендой: рассчитанные на 90 дней службы марсоходы проработали много лет, и Spirit завершил работу только в 2011 г., а Opportunity продолжает работу до сих пор!

Тем временем на Марсе появился их еще более мощный и совершенный потомок — марсоход Curiosity. Это уже целая автономная химическая лаборатория размерами с микролитражный автомобиль. Трехметровый, 900-килограммовый марсоход питается от радиоизотопного термоэлектрического генератора и демонстрирует уже довольно серьезные внедорожные способности: он может преодолевать препятствия высотой до 75 см.

Что дальше?
Проект американского планетохода нового поколения развивается так бурно, что даже названием уже не привязан ни к какому конкретному небесному телу – что призвано, видимо, подчеркнуть его универсальность. В самом деле, Space Exploration Vehicle (SEV) – это «космический внедорожник» размерами со вполне серьезный пикап, на котором двое астронавтов смогут не только передвигаться, но и жить до двух недель. Здесь есть герметичный отсек с парой кроватей, туалетом и душем.
Обитаемый модуль устанавливается на внедорожную платформу, которую в NASA не без гордости прозвали «Золотой колесницей». Напоминая земные вездеходы-тягачи, она имеет три пары сдвоенных колес, каждое с собственным независимым приводом и подвеской. По каким бы ухабам ни двигался этот планетоход, его экипажу будет вполне комфортно. Да на нем можно отправляться в полноценный космический отпуск!

Впрочем, создается SEV не для отдыха, а для тяжелого труда. На его платформу можно навесить ковш и нож-отвал, получив бульдозер, который отлично справится с расчисткой строительной площадки. Эти аппараты могут стать настоящими «рабочими лошадками» при возведении постоянной обитаемой базы на Луне, а затем – как знать – может быть, и на Марсе.
Согласно научным данным, на Земле живут 20 квадриллионов муравьев, что составляет примерно 2,5 миллиона муравьев на каждого человека. Ученые давно спорят, почему эти насекомые стали одними из самых многочисленных существ по числу особей. Авторы нового исследования, похоже, нашли ключ к разгадке.
Исследователи доказали, что влияние больших сделок на рынок описывается квадратичной зависимостью. Основой для анализа стали данные Токийской биржи.
С началом отопительного сезона воздух в помещениях становится критически сухим. Это не просто временный дискомфорт, а серьезный фактор, который незаметно, но постоянно ослабляет наши защитные силы. Страдают также предметы интерьера, растения и домашние животные, а статическое электричество становится постоянным спутником. Вместе с экспертом ПНИПУ разбираемся, как сухой воздух влияет на наш организм и стоит ли с ним бороться.
Экологическое состояние морей, омывающих развитые и развивающиеся страны, — давняя проблема, о которой говорят ученые. Авторы нового исследования выявили в Средиземном море пещеры с рекордным количеством мусора.
Исследователи доказали, что влияние больших сделок на рынок описывается квадратичной зависимостью. Основой для анализа стали данные Токийской биржи.
Согласно научным данным, на Земле живут 20 квадриллионов муравьев, что составляет примерно 2,5 миллиона муравьев на каждого человека. Ученые давно спорят, почему эти насекомые стали одними из самых многочисленных существ по числу особей. Авторы нового исследования, похоже, нашли ключ к разгадке.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии