Лягушачья слизь уничтожила свиной грипп — Naked Science
19.04.2017

Лягушачья слизь уничтожила свиной грипп

Международная группа иммунологов обнаружила, что антимикробный пептид, содержащийся в слизи лягушки Hydrophylax bahuvistara, способен разрушать резистентные штаммы вируса гриппа.

hylarana_malabarica_kozhikkod

Вирусы гриппа составляют семейство РНК-содержащих вирусов Orthomyxoviridae, которые были выделены еще в 1930-х годах. Несмотря на распространенность и регулярные вспышки эпидемий, надежных способов профилактики и лечения связанных с ними заболеваний не существует. Дело в том, что благодаря изменению комбинаций поверхностных белков нейраминидазы (NA) и гемагглютинина (HA) вирусы гриппа быстро эволюционируют, вырабатывая устойчивость к препаратам. Сейчас известно 11 подтипов NA и 18 подтипов HA, пять из которых (H1, H2, H3, N1 и N2) имеют эпидемическое значение для человека. В качестве альтернативы традиционным противовирусным препаратам ученые рассматривают антимикробные пептиды — последовательности аминокислот с антимикробным действием.

Защитные пептиды могут содержаться в бактериях, гидрах, грибах, гемолимфе насекомых и человеческих лейкоцитах. Известно, что эти цепочки могут усиливать иммунные реакции за счет привлечения антигенпрезентирующих клеток и разрушать клеточную оболочку бактерий. Некоторые из них уже используются в промышленности: так, низин, вырабатываемый молочнокислыми бактериями, применяется для консервации пищи. Предполагается, что в будущем способность уничтожать даже антибиотикорезистентные штаммы микроорганизмов и высокая селективность действия может положить защитные пептиды в основу перспективной линии препаратов для борьбы с инфекциями. В новой работе ученые из Индии и США описали пептид с противовирусным эффектом.

Чтобы выяснить, способны ли антимикробные пептиды разрушать не только бактерии, но и вирусы, авторы выделили соединения из слизи южноиндийской лягушки H. bahuvistara. Испытания на вирусах гриппа показали, что один из 32 найденных пептидов, получивший название «урумин» (в честь традиционного индийского меча-пояса), обладает противовирусными свойствами и при этом безопасен для человека. В ходе реакции пептид связывается с гемагглютинином, позволяющим патогену проникнуть в клетку хозяина, и дестабилизирует его белковую оболочку, разрушая вирус. Тем не менее, соединение оказалось эффективно только в отношении подтипа гемагглютинина H1, входящего в состав штамма H1N1 — свиного гриппа, или «испанки».

Последующие тесты in vitro на нескольких десятках штаммов с H1 подтвердили, что урумин хорошо справляется с вирусами. Кроме того, пептид предотвратил осложнения заболевания у зараженных мышей. По словам авторов, полученные данные свидетельствуют об обнаружении первого антимикробного пептида, который может использоваться как противовирусное средство. Потенциально он может применяться в рамках разработки новых препаратов, однако начало таких программ — дело отдаленного будущего, считают исследователи. Ранее японские ученые представили лекарственное средство, которое способно уничтожить вирус гриппа за один день. Его действие также основано на связывании гемагглютинина, предполагается, что в продажу препарат поступит в 2018 году.

Результаты исследования опубликованы в журнале Immunity.