Кишечная микрофлора плохо восстанавливается после антибиотиков — Naked Science

Кишечная микрофлора плохо восстанавливается после антибиотиков

Спустя полгода после курса антибиотиков бактерии кишечной микрофлоры восстанавливают численность, но не состав.

antibiotic0

Сегодня мы знаем, что триллионы бактерий, населяющих наш кишечник, играют жизненно важную роль в работе пищеварения и иммунитета, а возможно, и некоторых других систем организма. Однако изучена она недостаточно, и медики даже не знают деталей реакции кишечной микрофлоры на лечение пациента антибиотиками. Этому посвящена новая работа датских и китайских исследователей, опубликованная в журнале Nature Microbiology.

Олуф Педерсен (Oluf Pedersen) с коллегами из Копенгагенского университета и института BGI в Шэньчжэне изучили динамику состояния кишечной микрофлоры у 12 добровольцев до и после приема широкого спектра антибиотиков. Наблюдения показали, что состав ее приходит в норму лишь спустя примерно полгода после такого лечения — и далеко не полностью. Некоторые виды бактерий исчезают из ее состава, а другие — не всегда полезные для самого организма — закрепляются здесь.

Эксперименты проводили на полностью здоровых мужчинах и на совсем небольшой выборке, так что их трудно назвать окончательными, но, по-видимому, общее направление происходящего результаты указывают верно. Добровольцы получали коктейль из популярных в медицине препаратов, применяемых против различных бактериальных инфекций, в том числе резистентных (меропенем, гентамицин и тому подобное). После четырех дней приема ученые наблюдали, по их словам, «процесс уничтожения, частичного выживания, постепенного восстановления и закрепления микробных сообществ кишечника».

Пробы кала для установления состава и численности кишечной микрофлоры брали непосредственно после приема антибиотиков, а также несколько дней и полгода спустя. В первом случае отмечалось «уничтожение и частичное выживание»: численность бактерий резко упала, но некоторым удалось сохраниться. К шести месяцам их количество снова было почти нормальным, но состав уже не отличался прежним разнообразием и изменился.

Среди микробов исчезли девять из прежних видов, но обнаружились новые — очевидно, пережившие обработку антибиотиками в виде неактивных устойчивых спор и воспользовавшиеся появлением свободных ниш для жизни. Все это, по мнению авторов, еще раз говорит о том, с какой осторожностью стоит применять лечение антибиотиками.