Иммунотерапия рака «растворила» опухоли у мышей — Naked Science
01.02.2018

Иммунотерапия рака «растворила» опухоли у мышей

Ученые предложили новую методику иммунотерапии рака с помощью комбинации нескольких активных веществ, стимулирующих активность Т-клеток.

immunothereapy_16x9

Исследователи из Стэнфордского университета заявили, что им удалось полностью уничтожить опухоли у лабораторных мышей с помощью комбинации двух веществ, стимулирующих работу иммунной системы организма. «Смесь» вводится в опухоль путем инъекции — по словам ученых, это поможет снизить число побочных эффектов терапии. В 2018 году исследователи планируют изучить эффективность и безопасность этой методики для человека.

Иммунотерапия — одно из перспективных направлений лечения онкологических заболеваний. Такие методы позволяют «пометить» раковые клетки и направить активность механизмов иммунной системы организма против опухоли. Недостаток большинства технологий иммунотерапии — их высокая стоимость. Еще одна проблема заключается в том, что со временем клетки опухоли могут подавлять активность Т-клеток, участвующих в реакциях иммунной системы.

Авторы нового метода скомбинировали два типа соединений. Первый — CpG-олигонуклеотид (короткий фрагмент ДНК), соединяющийся с толл-подобным рецептором 9 (TLR9). TLR9 усиливает экспрессию рецептора OX40 на Т-лимфоцитах: этот рецептор обеспечивает деление и выживание Т-клеток, а также производство цитокинов — пептидных молекул, регулирующих взаимодействия между клетками. Второй агент препарата — антитела к рецептору OX40. Этот компонент стимулирует активность Т-клетки, заставляя ее атаковать опухоль. Поскольку «смесь» вводят в саму опухоль, вещества активируют только Т-лимфоциты, связанные с ней. Для одной инъекции необходимо около микрограмма препарата.

В испытаниях использовали 90 мышей, в организм которых искусственно ввели клетки лимфомы. У каждой мыши образовалось по две опухоли — у правого и левого плеча. Животные получили инъекции в одну из опухолей. После инъекции опухоли начали уменьшаться, для 87 животных из 90 лечение прошло успешно с первой попытки. При этом уменьшалась не только опухоль, в которую сделали инъекцию, но и вторая, незатронутая. Трем оставшимся мышам терапия помогла со второй попытки. Дальнейшие опыты показали, что метод работает для мышей с меланомой и опухолями молочной железы и толстой кишки.

Ученые планируют провести клиническое исследование методики с участием 15 человек, страдающих лимфомой. Исследователи считают, что в перспективе технологию можно будет комбинировать с хирургическим лечением опухолей.

Исследование опубликовано в журнале Science Translational Medicine.

Ранее ученые испытали пептидную вакцину против меланомы.