Геологи уточнили дату взрыва сверхновой, «накрывшего» Солнце и Землю — Naked Science
16.08.2016

Геологи уточнили дату взрыва сверхновой, «накрывшего» Солнце и Землю

Анализ отложений в океане подтвердил, что взрыв сверхновой около 2,7 млн лет назад подозрительным образом совпал с эпохой глобального похолодания и появления первых непосредственных предков человека.

hb7uedq

Всего несколько миллионов лет назад, в 300 световых годах от Земли, взорвалась сверхновая. Наши далекие предки наверняка любовались ее яркой вспышкой в небе, которая, возможно, была видна и днем. А вскоре Солнечную систему накрыло облако частиц, разбросанных взрывом. Эти следы можно найти до сих пор: в 2004 году ученые обнаружили пыль сверхновой в осадочных породах, поднятых со дна Тихого океана.

Шон Бишоп (Shawn Bishop) из Технического университета Мюнхена, а также его коллеги из Германии и Австрии провели новый анализ осадочных пород. Это позволило точнее установить время взрыва сверхновой, а значит, поможет лучше понять, какую роль этот приток вещества сыграл в жизни на Земле. Как пишут авторы в статье, опубликованной журналом PNAS, он происходил начиная с 2,7 млн лет назад и продолжался около 800 тыс. лет.

Интересно, что примерно в это время (около 2,6 млн лет назад) на Земле закончился неогеновый период кайнозойской эры и начался современный, четвертичный. Глобальная температура заметно упала, произошло вымирание и, кстати, сокращение площади африканских лесов, которое, возможно, сыграло ключевую роль в появлении нашего вида.

Получив образцы древних осадочных пород, авторы провели оценку содержания в них радиоактивного изотопа железа-60, период полураспада которого составляет около 2,6 млн лет. Этот изотоп образуется лишь в термоядерных реакторах сверхновых, однако химически не отличается от прочих. Поэтому, попав на Землю, он оказался в составе магнетита, который образуют некоторые бактерии. «Мысль о том, что пыль звезд оказывается на нашей планете и попадает в кристаллы магнетита, синтезированного бактериями в океане, для меня просто поразительна», – рассказывает Шон Бишоп.

Однако долгий срок, в течение которого Солнце и его планеты пролетали сквозь облако останков сверхновой, остается загадкой. По современным представлениям, вещество, выброшенное такими гибнущими звездами, разлетается на невероятной скорости в 5–10 тыс. км/с. И при этом ему понадобился почти миллион лет, чтобы пролететь мимо Солнечной системы? «Тут какая-то загадка, – продолжает Бишоп. – Это еще предстоит объяснить и понять».

При помощи искусственного интеллекта ученые смогли выявить факторы, предсказывающие суицидальное поведение у подростков и студентов. Одним из них оказались проблемы с самооценкой.

Российский ударный вертолет Ми-28Н получит модернизированную ракету «Вихрь-1», которая ранее вошла в арсенал Ка-52. Дальность полета изделия достигает 10 километров.