Генетики возвысили интеллект викторианцев над современным — Naked Science

Генетики возвысили интеллект викторианцев над современным

Международная группа ученых пришла к выводу, что развитие интеллекта и связанных с ним генетических маркеров произошло в голоцене, но замедлилось в XX веке.

doyle1

Важнейшие микроэволюционные, социальные и экономические изменения человечества ассоциируются с голоценом — эпохой, которая началась примерно 11,7 тысячи лет назад. К этому времени восходят возникновение первых городов, изобретение множества новых сельскохозяйственных орудий, монотеизма, аристократии и денег. Предполагается, что в голоцене Homo sapiens также получил персистенцию лактазы (высокую активность фермента в зрелом возрасте), относительную устойчивость к гипоксии в горах и общую когнитивную способность (GCA), или интеллект. Развитие последнего определяло военное и техническое превосходство, а значит выживание, и должно было обусловливаться генетически.

Высокую наследуемость GCA подтверждают генетические исследования: по разным оценкам, показатель составляет 22–88 процентов. Более того, полногеномный поиск ассоциаций (GWAS) неоднократно выявлял корреляцию между специфическими снипами (однонуклеотидными полиморфизмами, SNP), связанными прежде всего с центральной нервной системой (ЦНС), и академической успеваемостью. В частности, такие вариации — их объединяют в полигенные индексы, POLYCOG, — объясняют 60 процентов индивидуальной изменчивости интеллекта. До сих пор, однако, надежных данных о том, что рост численности населения и культурный бум в голоцене сопровождались увеличением генетических вариаций GCA, не было.

Чтобы восполнить пробел, специалисты из Хемницкого технического университета, Брюссельского свободного университета и других учреждений сравнили 99 образцов древних (из Евразии) и 503 современных людей (из Европы). Возраст первых составлял 1208–4557 лет. Авторы проводили сопоставление по трем POLYCOG. Результаты показали, что количество специфических аллелей в голоценовых образцах действительно возрастало с течением времени, а геном современного человека содержит больше GCA-ассоциированных вариаций, чем в бронзовом веке. В то же время пика признак, по-видимому, достиг в Викторианскую эпоху, и в XX веке рост его многообразия не только замедлился, но и обернулся вспять.

Встречаемость наиболее распространенной группы «когнитивных» SNP в зависимости от года / ©Michael A. Woodley et al., bioRxiv.org, 2017

По мнению авторов, несмотря на увеличение среднего уровня интеллекта относительно более ранних периодов, современный европеец, вероятно, уступает викторианцам. Причиной тому может служить естественный отбор: в XV–XIX веках обеспечить выживаемость помогал высокий социальный статус (коррелирующий с GCA), обладатели которого, таким образом, имели демографическое преимущество. При снижении социальной мобильности среди носителей большего числа вариаций повышалась конкуренция, что активно двигало прогресс — он нашел отражение в промышленной революции. Однако с ростом населения, доступности медицины и ограничением рождаемости в пользу долгого образования тенденция изменилась.

Стоит отметить, что статья опубликована на сервере препринтов bioRxiv.org и пока не прошла рецензирование для публикации в научном журнале. Кроме того, ранее ведущий автор исследования Майкл Вудли (Michael A. Woodley) заявлял, что современный человек также проиграл бы викторианцам в скорости реакции, а соавтор Давид Пиаффе (Davide Piffer) приводил доводы в пользу гипотезы о том, что африканцы имеют в среднем более низкий уровень интеллекта, чем европейцы.

Между тем недавно ученые выяснили, что высокий коэффициент интеллекта связан со снижением риска смерти от большинства распространенных причин.

Российские химики получили наноконтейнеры для лекарств из металлоорганического материала на основе циркония и терефталевой кислоты. Они могут долго удерживать препарат благодаря оптимальному размеру и пористости, а также нетоксичны. Свою разработку исследователи успешно протестировали на культуре клеток с применением лейцина — аминокислоты, которая не синтезируется в клетках животных и должна поступать извне.