Звезды как пули — Naked Science
28.01.2014
Редакция Naked Science

Звезды как пули

Обнаружена новая группа гиперскоростных звезд, на всех парах покидающих нашу галактику.

graphic-new-hypervelocity-stars-1

Группа гиперскоростных звезд обнаружилась в ходе анализа большого объема данных, собранных проектом Sloan Digital Sky Survey. В отличие от ранее известных видов гиперскоростных звезд, эта группа, включающая 20 светил примерно солнечных размеров, получила разгон не в результате взаимодействия со сверхмассивной черной дырой в центре Млечного пути.

«Типичные гиперскоростные звезды крупнее, они голубые и начали свой полет от центра галактики, ? добавляет астрофизик Лорен Палладино (Lauren Palladino), одна из авторов новой находки. ? Наши же сравнительно невелики и, что самое главное, полет их начался не от галактического ядра».

Надо сказать, что оставить галактику не так просто: противодействие ее мощному притяжению требует огромной кинетической энергии. И если средняя скорость движения звезд во вращающемся Млечном пути составляет внушительные 970 тыс. км/ч, то для того, чтобы вырваться из его пут, звезда должна набрать минимум 1,6 млн км/ч.

Такой разгон обычно получают звезды, входившие в двойные системы и оказавшиеся чересчур близко к сверхмассивной черной дыре в центре галактики. Пока одна звезда в паре затягивается дырой, вторая в результате сложных гравитационных взаимодействий, словно пращой, отправляется прочь на огромной скорости. К настоящему времени астрономам известно 18 таких гиперскоростных звезд ? и все они голубые гиганты, рожденные близ центра галактики сравнительно недавно.

Новые же звезды, обнаруженные Палладино и ее коллегами, не так молоды и велики ? ученые считают, что они должны были сформироваться подальше от бурного ядра Млечного пути. Соответственно, и механизм, который придал им нужную огромную скорость, должен быть совершенно другим. Что именно выбросило их прочь ? пока непонятно, но чем бы это ни было, оно должно обладать соответствующей силой, сравнимой с мощью сверхмассивной черной дыры в центре галактики.