31 марта
1 275

Женщины придали стабильность древнему обществу Оркнейских островов

3.7

Поселения бронзового века процветали благодаря тому, что новшества в них приносил «слабый» пол, обходясь при этом без ломки существующих социальных структур.

Линкс-оф-Нолтланд / ©D. O’Meara

Совсем недавно Naked Science рассказывал, что поселения Оркнейских островов в бронзовом веке вовсе не были изолированы, как предполагали раньше. Мигранты с континента, пришедшие в Британию, дошли и до этого отдаленного шотландского архипелага, но не смогли вытеснить местных жителей. Такие выводы были сделаны на основе анализа древней ДНК.

В журнале Antiquity опубликована новая работа шотландских ученых, в которой они рассказали об исследовании захоронений поселения Линкс-оф-Нотланд на острове Уэстрей (часть Оркнейского архипелага). Предыдущая работа также анализировала данные этого археологического памятника. Но теперь авторов (другую научную группу) интересовала не только ДНК погребенных, но и обрядовые детали.

Женщина, похороненная по обряду ингумации, умерла в возрасте 35-46 лет / ©EASE Archaeology

Судя по находкам, люди жили в Линкс-оф-Нотланд еще в IV тысячелетии до нашей эры. И в неолите, и в бронзовом веке это было вполне процветающее земледельческое поселение. Во время предыдущих раскопок археологи обнаружили более 35 зданий, включая дома, мастерские и баню, а также кладбище, содержащее останки около 105 человек. В 2009 году нашли ромбовидную фигурку, названную «Жена с Уэстрея» (она же — Оркнейская Венера), которая считается самым ранним изображением человеческого лица, когда-либо найденным в Шотландии.

Кладбище, которое и стало объектом исследования, расположено на примерно равном расстоянии от нескольких крупных домохозяйств. На нем ученые обнаружили совершенно неожиданные данные: примерно половина погребенных были ингумированы (обряд трупоположения), а остальные кремированы (обряд трупосожжения).

Датировка у двух разных погребальных обрядов совпадает. Обычно такое происходит под воздействием прихода внешней культуры. При этом на Оркнеях практически нет следов культуры колоколовидных кубков, которую традиционно связывают с миграцией индоевропейцев в Западную Европу.

Схема кладбища / ©EASE Archaeology

Ученые проанализировали ДНК погребенных и пришли к выводу, что на этом кладбище хоронили представителей трех семей с длинной историей мужских линий. То есть мужчины каждой семьи оставались на месте и наследовали семейный дом, а женщины переезжали.

Кроме того, исследователи выяснили, что число домохозяйств было стабильным. Это свидетельствует о том, что имущество не делилось между несколькими наследниками. Удивительно, ведь это касается только бронзового века — в неолите число домохозяйств увеличивалось. Такое изменение обеспечило каждому поселению достаточные ресурсы для выживания в суровых условиях Оркнейского архипелага.

Сравнение генетических линий с кладбища Линкс-оф-Нотланд с другими, найденными на островах архипелага, показало следующее. Во-первых, основную часть неместных генов принесли с континента женщины (митохондриальная ДНК). Во-вторых, именно они мигрировали уже на самих Оркнеях — как между поселениями, так и между островами. Это патрилокальный принцип наследования: супруги живут там, где жил отец мужа.

По мнению ученых, тот факт, что с континента приходили (или их привозили) в основном женщины, и стал основой благополучия архипелага в бронзовом веке. Женщины приносили новые культурные элементы, но не навязывали их. Они входили в семьи, которые, в свою очередь, рассматривали культурные новшества и принимали или отвергали их — а иногда перерабатывали на свой лад.

Это вполне объясняет почти полное отсутствие следов культуры колоколовидных кубков на островах. Носители этой культуры интегрировались в уже сложившееся сообщество и поэтому оставили так мало археологических свидетельств.

В то же время благодаря притоку мигрантов жизнь на Оркнеях не оставалась совершенно неизменной. Появились новые способы формирования сообщества и идентичности. Попросту говоря, все более разнообразное население объединялось с помощью общих ритуалов и занятий, что привело к социальной стабильности. Также происходило внедрение новых технологий и методов ведения сельского хозяйства. Сочетание новых и старых идей предопределило мирный и продуктивный период.

Это удивительный вывод, потому что обычно экспансию индоевропейцев начала бронзы рассматривают как угрозу старым неолитическим сообществам. Но в случае Оркнейских островов такая миграция совпала с периодом социальной стабильности.