Экологи нашли у гороха дух авантюризма - Naked ScienceNaked Science
30.06.2016, 17:41
Naked Science

Экологи нашли у гороха дух авантюризма

Растения способны целенаправленно идти на риск и руководствоваться динамической стратегией поведения в экстремальной ситуации. К такому выводу пришли экологи из Университета имени Бен-Гуриона (Израиль).

pisumsativum

Ученые провели серию экспериментов на горохе посевном (Pisum sativum). В процессе выращивания в тепличных условиях корни растений разделялись между двумя горшками с одинаковыми концентрацией и типом питательных веществ. При этом уровень веществ оставался неизменным в одном и контролировался в другом горшке. Спустя 12 недель команда измерила массу корневой системы и изучила особенности ее распределения.

Исследование показало, что растения варьировали представленность корня в зависимости от содержания минералов в горшках. В частности, конечная масса корневой системы была больше при постоянном уровне питания.

Однако горох продемонстрировал высокорисковый подход, когда общий порядок питания ухудшился. На втором этапе эксперимента ученые разделили корни растений между горшками с нерегулярной подачей полезных веществ и горшками с их постоянным, но смертельно низким уровнем. В этом случае растения наращивали корневую массу в горшках с переменной концентрацией полезных элементов в надежде на выживание.

По словам специалистов, результаты работы не подтверждают интеллектуальность растений, но указывают на наличие у них механизма восприятия, позволяющего оценивать условия среды и корректировать исходя из этого свое поведение. Способ такой оценки остается неизвестным.

«Мы знаем, что растения могут обрабатывать информацию и иметь память», — заявил представитель Альбертского университета (Канада) Джеймс Кэхилл, приводя в пример паслен сладко-горький, который способен менять стратегию защиты в зависимости от вида объедающего его насекомого. Новая работа, по мнению Кэхилла, «показывает, что риск важен для отдельных растений», и является значительным «вкладом в развивающуюся область изучения их поведения».

Ученые запечатлели процесс охоты горбатых китов.