21.06.2017
Редакция Naked Science

Доверие превзошло скепсис по наследуемости

Специалисты из Аризонского и Стэнфордского университетов показали, что доверие определяется генетическими факторами в значительно большей степени, чем скептицизм.

vf

Важным условием социального обмена выступает доверие. Долгое время считалось, что склонность к нему определяют средовые влияния, в частности воспитание. Однако прошлые работы показывают, что способность к кооперации может быть по меньшей мере отчасти обусловлена биологическими факторами. Более того, опыты 2006–2007 годов на моно- и дизиготных близнецах выявили корреляцию признака с генотипом. Менее ясными остаются предикторы недоверия. Несмотря на дихотомию этих качеств, в последние годы все больше данных говорят в пользу специфичности доверия и скептицизма. Таким образом, их генетический коррелят также должен отличаться. Авторы новой статьи проверили гипотезу в серии экспериментов.

Участие в тестах приняли 324 монозиготных близнеца и 210 дизиготных, которых разделили на пары внутри групп. Согласно предположению, ассоциации доверия или недоверия среди монозиготных близнецов должны проявляться сильнее за счет одинаковых генотипов, тогда как склонности вторых будут варьироваться, несмотря на воспитание в общих условиях. Целью задач, которые выполняли пары, было распределение благ. В испытании на доверие близнец A выбирал сумму от 0 до 1 доллара (с шагом в десять центов), которую был готов пожертвовать близнецу B. При этом пожертвование умножалось на три. Затем, на второй стадии, близнец B указывал сумму в пользу близнеца A — она оставалась неизменной.

В задаче на недоверие процедура повторялась, но теперь сумма, которую жертвовал близнец X близнецу Y, не умножалась, а делилась на три. Затем, несмотря на то, что тесты проводились онлайн и участники не могли контактировать, ученые провели дополнительные испытания для повышения достоверности выводов. На этот раз каждого близнеца поместили в пару с незнакомым интернет-пользователем, причем первыми решение о сумме пожертвования всегда принимали близнецы. В отсутствие информации о личности оппонента они были вынуждены опираться на доверие или недоверие. При обработке данных авторы также учитывали пол, возраст, семейное положение, образование и расу близнецов.

Результаты подтвердили гипотезу: в среднем корреляция доверия между монозиготными близнецами оказалась вдвое сильнее, чем у дизиготных. Вместе с тем для недоверия такой связи обнаружено не было. Моделирование структурными уравнениями оценило наследуемость признаков в 30 и 0 процентов соответственно. Для экологических влияний значение составило 70 процентов и 81 процент. По словам исследователей, полученные данные свидетельствуют о том, что склонность к кооперации в большей степени определяется генетическими факторами, тогда как скептицизм, вероятно, обусловлен воздействием среды. Точные маркеры качеств, тем не менее, остаются неясными и требуют дальнейшего изучения.

Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее ученые выяснили, какие качества личности повышают доверие к политическим деятелям.