27.07.2018
Редакция Naked Science

Деятельность людей не затронула лишь 13% Мирового океана

Экологи оценили, как антропогенные факторы влияют на состояние океанов, и установили, сколько «диких» акваторий находится под юридической защитой.

shutterstock_107619971

Ученые из Австралии и США проанализировали состояние Мирового океана и пришли к выводу: лишь 13,2% его вод остаются незатронутыми деятельностью человека. «Дикие» акватории расположены в основном в Арктике и Антарктике, небольшие неосвоенные участки окружают отдаленные острова, затерянные в Тихом океане. Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

По оценкам исследователей, общая площадь нетронутых вод составляет около 55 миллионов квадратных километров. Лишь 4,9% этих акваторий находится под защитой законодательства.

Авторы новой работы изучили, как на океан влияют 19 типов деятельности, в том числе грузоперевозки, транспорт, различные типы рыбной ловли, сброс промышленных сточных вод и сельскохозяйственных удобрений. Карты океанов разделили на небольшие ячейки площадью около квадратного километра. Учитывалось и влияние каждого фактора в отдельности, и общий накопительный эффект.

Незатронутыми человеком считались районы, на которые практически не повлияли как минимум 15 факторов из списка — показатель антропогенного воздействия там составлял менее 10%. При этом исследователи не учитывали фактор антропогенного глобального потепления, так как он влияет на всю планету в целом. Общий эффект стрессоров на этих участках тоже оказался низким. Затем ученые отдельно оценили показатели каждой из 16 биогеографических зон океана. Выяснилось, что самые обширные «дикие» акватории находятся в Индо-Тихоокеанском регионе (Warm Indo-Pacific), их площадь составляет около 16 миллионов км2. Меньше всего нетронутых зон оказалось в водах, окружающих юг Африки.

Карта нетронутых акваторий / © Current Biology

«Чистые» районы океана принципиально важны для экологической ситуации на Земле. Исследования показывают, что уровень разнообразия видов в этих зонах гораздо выше, чем в районах, несущих следы деятельности людей. Защита неосвоенных районов поможет сохранить биоразнообразие планеты. Экологи подчеркивают, что выработать защитные меры можно только совместными усилиями множества государств.

Ранее исследователи выяснили, сколько пластикового мусора ежегодно попадает в Мировой океан.