Астрономы впервые «увидели» частицы-кандидаты темной материи — Naked Science

Астрономы впервые «увидели» частицы-кандидаты темной материи

Ученым удалось впервые зарегистрировать частицы (аксионы), из которых, вероятно, состоит темная материя. Если открытие подтвердится, то это не только решит проблему неуловимости темной материи, которая не дает покоя ученым уже более 30 лет, но и станет прорывом в нашем понимании Вселенной.

inexplicable

Темная материя – это невидимая в электромагнитном спектре и практически никак (кроме гравитации) не влияющая на обычное вещество гипотетическая материя, которая составляет приблизительно 85% всей материи в наблюдаемой Вселенной и 26,8% ее массы.

До сих пор ученым не удавалось определить природу темной материи, то есть чем она является и из чего она состоит. Предполагается, что темная, как и обычная материя, должна состоять из элементарных частиц.

Астрономам из Университета Лестера удалось при помощи анализа практически всего массива архивных данных телескопа XMM-Newton обнаружить «необъяснимый», по их словам, сигнал в рентгеновском диапазоне, который может оказаться свидетельством существования аксионов – гипотетических частиц, которые рассматриваются учеными в качестве частиц-кандидатов темной материи.

В своем исследовании ученые убрали с рентгеновских снимков космоса все яркие источники излучения в этом диапазоне, чтобы изучить рентгеновский фон ночного неба.

Рентгеновский фон – небо, с которого устранили все источники яркого рентгеновского излучения –  выглядит неизменным, в какую сторону ни посмотри. Тем не менее, мы обнаружили регулярно повторяющийся сигнал, который невозможно объяснить при помощи обычной физики. Свойства этого сигнала позволяют говорить об открытии аксионов.

– Энди Рид (Andy Read), Университет Лестера

Излучать в рентгеновском диапазоне аксионы заставило, по мнению исследователей, столкновение с магнитным полем Земли. «Похоже, аксионы действительно рождаются в центре Солнца и действительно превращаются в рентгеновское излучение, попадая в магнитное поле нашей планеты», – говорится в препринте статьи ученых, опубликованном на сайте Arxiv.org.

Открытие прокомментировал даже президент Королевского астрономического общества Великобритании Мартин Барстоу (Martin Barstow).

Это потрясающее открытие может стать настоящим прорывом, который потенциально позволит проложить путь к новой физике. Это имеет огромное значение не только для нашего понимания реальной картины космического рентгеновского излучения, но и для идентификации темной материи.

– Мартин Барстоу, Университет Лестера