06.03.2014
Редакция Naked Science

Телескоп «Мастер» зафиксировал взрыв звезды, погибшей 12 млрд лет назад

Телескоп из Сибири первым в мире зафиксировал взрыв звезды, которая погибла 12 млрд лет назад. Древнейшее тело взорвалось за 8 млрд лет до появления Солнечной системы.

telescope-asteroid

Российские ученые на астрофизическом полигоне Иркутского госуниверситета (ИГУ) в Тункинской долине при помощи телескопа-робота «МАСТЕР» получили уникальные снимки взрыва звезды, которая погибла 12 млрд лет назад. Древнейшее тело взорвалось за 8 млрд лет до появления Солнечной системы.

– Всплеск космического гамма-излучения пришел на орбитальную гамма-обсерваторию «Свифт» 4 марта. Через минуту сигнал со спутника был принят телескопом-роботом сети «МАСТЕР», установленным на астрофизическом полигоне Иркутского государственного университета в Тункинской долине. А еще через 23 секунды он уже начал съемки в оптическом диапазоне, – сообщается на сайте ИГУ

Директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев подчеркнул, что телескоп в Тункинской долине оказался первым в мире телескопом, зафиксировавшим слабый свет от далекого космического взрыва.

Видимая звездная величина небесного тела составила 16,5. Этот показатель почти в 20 тысяч раз меньше величины самой слабой звезды, которую можно увидеть невооруженным глазом.

Спустя 8 часов к исследованиям гамма-всплеска подключился самый большой в мире оптический телескоп Gran Telescopio Canarias, установленный на вершине вулкана Мучачос на острове Ла-Пальма Канарского архипелага.

Большой Канарский телескоп (The Gran Telescopio CANARIAS (GTC)) – оптический телескоп-рефлектор. В настоящее время он является одним из самых крупных и совершенных телескопов в мире. Его первичное зеркало, диаметром 10,4 метра, составлено из 36 шестиугольных сегментов, которые объединены в общую структуру.

С помощью этого телескопа ученым и удалось вычислить расстояние до взорвавшейся звезды. Оно составило 12 миллиардов световых лет. Расстояние от Земли до Солнца, к примеру, составляет чуть более 8 световых минут.

Свет от древнего источника шел к нам 12 млрд лет. Подавляющего большинства звезд и галактик тогда еще не существовало. Во всей Вселенной в те времена еще не было ни одной планеты, и только через 8 миллиардов лет после всплеска сформировалась Солнечная система вместе с Землей.

– Сергей Язев, директор астрономической обсерватории ИГУ

Руководитель проекта «МАСТЕР» профессор МГУ Владимир Липунов считает, что «зарегистрированная вспышка излучения порождена, скорее всего, взрывом одной из звезд первого поколения. Такой взрыв должен был породить черную дыру».

За всю историю гамма-наблюдений расстояния до гамма-источников удалось определить только в 350 случаях. Открытый телескопом на иркутском полигоне объект занял 12 место по дальности среди 350 зафиксированных космических взрывов.

Сейчас крупнейшие телескопы мира продолжают изучение нового объекта на краю видимой части Вселенной.

– Открытие оптического излучения от взрыва древней звезды в очередной раз подтвердило высокий потенциал системы телескопов-роботов «МАСТЕР», которая создана и успешно работает в России. Высокая прозрачность воздуха в Тункинской долине позволяет успешно проводить уникальные наблюдения. Техническое обеспечение работы Тункинского телескопа ведут сотрудники Иркутского государственного университета, – говорится на сайте университета.