Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Что такое MAVEN?
Все, что стоит узнать о новой американской миссии к Марсу.
В понедельник с космодрома на мысе Канаверал во Флориде стартовала ракета-носитель Atlas 5, отправив в полет космический аппарат MAVEN. Хотя слово maven можно перевести как «знаток», «голова», название зонда – аббревиатура: «Орбитальный модуль для исследования атмосферы и эволюции летучих веществ на Марсе» (Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN orbiter). Для NASA это уже десятый «марсианский» орбитальный аппарат, начиная с запущенного в 1971 г. зонда Mariner 9.
©NASA/Bill Ingalls
Главной задачей миссии станет изучение атмосферы Красной планеты с орбиты, а главная цель всей работы – понять, почему и как марсианский климат, который в древности был довольно теплым и влажным, так резко переменился, превратив планету в холодную и безжизненную пустыню.
Действительно, сегодня установлено, что несколько миллиардов лет назад Марс был настолько иным, что мог даже стать пристанищем каких-то форм жизни. У него была плотная атмосфера, а поверхность покрывали реки и моря. Затем что-то произошло – и сегодня атмосфера, плотность которой в сотню раз ниже плотности Земли, неспособна удержать ни тепло, ни влагу. Марс умер.
Чтобы выяснить, как и почему это произошло, на борту MAVEN будут работать восемь научных инструментов. Они позволят ему изучить состав верхних слоев атмосферы, потоки солнечного ветра, их взаимодействие друг с другом.
Помимо наблюдений, MAVEN займется и другой полезной работой: оснащенный мощной антенной, он станет частью системы коммуникации между марсоходами и Землей. Сегодня на планете работают Opportunity и Curiosity, а данными с ними помогают обмениваться орбитальные аппараты Mars Odyssey и MRO. Их функции скоро возьмет на себя более совершенный и мощный MAVEN.
Непосредственным поиском следов жизни, которыми занят марсоход Curiosity, орбитальный зонд заниматься не будет. У него нет даже детектора, позволяющего обнаружить присутствие метана (на Земле более 90% этого вещества производится живыми организмами, поэтому наличие метана может быть важным признаком обитаемости Марса в прошлом). По словам разработчиков MAVEN, такой инструмент поначалу планировался, но сокращение бюджета заставило их отказаться от него.
Марс
©NASA/JPL-Caltech
Вообще, запуск этой миссии дался специалистам NASA нелегко. 1 октября в связи с бюджетным противостоянием в США и остановкой работы многих правительственных организаций подготовка старта была прервана. Это создало серьезную нервозность: 15 декабря закроется подходящее для перелета к Марсу пусковое окно, и следующего придется ждать больше двух лет. К счастью, на этот раз разработчики успели справиться с отставанием от графика.
Миссия обошлась NASA в довольно внушительную сумму – 671 млн долларов. MAVEN – аппарат большого масштаба, весящий почти 2,5 тонны. Это куб со стороной 2,4 м и панелями солнечных батарей, размах которых достигает 11,4 м.
Перелет его продлится около 10 месяцев, и «к месту работы» MAVEN прибудет в сентябре 2014 г. Здесь он перейдет на эллиптическую орбиту, так что при максимальном сближении с Марсом он будет пролетать всего в 150 км над его поверхностью, а при максимальном удалении – подниматься на 6 тыс. км. Кроме того, аппарат совершит несколько маневров, снижаясь до 124 км для прямого изучения верхних слоев атмосферы.
Можно отметить, что подготовка MAVEN сопровождалась исключительно грамотной PR-поддержкой. Так, разработчики проводили даже конкурс стихов-хайку, посвященных марсианскому зонду. На их призыв любители космоса и литературы прислали более 12 тыс. произведений, лучшие из которых отправились в полет на борту аппарата. Трудно удержаться от того, чтобы не процитировать стихотворение победителя, Бенедикта Смита из Великобритании:
Смешно: они назвали
Марс в честь бога войны.
Взгляните на Землю!
Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.
Анализ более двух миллионов карт пациентов британских ветеринарных клиник показал, какие псы имеют повышенный риск острых кишечных расстройств — одной из распространенных проблем со здоровьем у четвероногих друзей человека.
Сегодня в облаке запускают продукты, тестируют гипотезы, обучают ИИ-модели, автоматизируют бухгалтерию и разворачивают сервисы и приложения на сотни тысяч пользователей. Когда мы говорим, что бизнес «уходит в облако», мы имеем в виду не красивую метафору, а вполне конкретную практику — аренду инфраструктуры, вычислительных мощностей и приложений у провайдера, который отвечает за их надежную работу.
2020-е годы показали, что любая система международной торговли может быть разрушена в кратчайшие сроки. Ученые решили выяснить, какие государства в таких условиях смогут прокормить свое население, а какие — не совсем. Лидером, что неожиданно, оказалось очень небольшое государство с населением менее миллиона человек.
Инженер Эррол Маск заявил, что одновременно с вопросом о межпланетном перелете автоматически возникает вопрос о возвращении астронавтов на Землю.
Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии