• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
19.11.2013
Редакция Naked Science
311

Что такое MAVEN?

Все, что стоит узнать о новой американской миссии к Марсу.

Что такое MAVEN? – иллюстрация к материалу на Naked Science
©Wikipedia / Автор: Ольга Кузьмина

В понедельник с космодрома на мысе Канаверал во Флориде стартовала ракета-носитель Atlas 5, отправив в полет космический аппарат MAVEN. Хотя слово maven можно перевести как «знаток», «голова», название зонда – аббревиатура: «Орбитальный модуль для исследования атмосферы и эволюции летучих веществ на Марсе» (Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN orbiter). Для NASA это уже десятый «марсианский» орбитальный аппарат, начиная с запущенного в 1971 г. зонда Mariner 9.

 

 

 

Что такое MAVEN? – иллюстрация к материалу на Naked Science

©NASA/Bill Ingalls

 

Главной задачей миссии станет изучение атмосферы Красной планеты с орбиты, а главная цель всей работы – понять, почему и как марсианский климат, который в древности был довольно теплым и влажным, так резко переменился, превратив планету в холодную и безжизненную пустыню.

 

Действительно, сегодня установлено, что несколько миллиардов лет назад Марс был настолько иным, что мог даже стать пристанищем каких-то форм жизни. У него была плотная атмосфера, а поверхность покрывали реки и моря. Затем что-то произошло – и сегодня атмосфера, плотность которой в сотню раз ниже плотности Земли, неспособна удержать ни тепло, ни влагу. Марс умер.

 

Чтобы выяснить, как и почему это произошло, на борту MAVEN будут работать восемь научных инструментов. Они позволят ему изучить состав верхних слоев атмосферы, потоки солнечного ветра, их взаимодействие друг с другом.

 

Помимо наблюдений, MAVEN займется и другой полезной работой: оснащенный мощной антенной, он станет частью системы коммуникации между марсоходами и Землей. Сегодня на планете работают Opportunity и Curiosity, а данными с ними помогают обмениваться орбитальные аппараты Mars Odyssey и MRO. Их функции скоро возьмет на себя более совершенный и мощный MAVEN.

 

Непосредственным поиском следов жизни, которыми занят марсоход Curiosity, орбитальный зонд заниматься не будет. У него нет даже детектора, позволяющего обнаружить присутствие метана (на Земле более 90% этого вещества производится живыми организмами, поэтому наличие метана может быть важным признаком обитаемости Марса в прошлом). По словам разработчиков MAVEN, такой инструмент поначалу планировался, но сокращение бюджета заставило их отказаться от него.

 

 

Что такое MAVEN? – иллюстрация к материалу на Naked Science

Марс
©NASA/JPL-Caltech

 

Вообще, запуск этой миссии дался специалистам NASA нелегко. 1 октября в связи с бюджетным противостоянием в США и остановкой работы многих правительственных организаций подготовка старта была прервана. Это создало серьезную нервозность: 15 декабря закроется подходящее для перелета к Марсу пусковое окно, и следующего придется ждать больше двух лет. К счастью, на этот раз разработчики успели справиться с отставанием от графика.

 

Миссия обошлась NASA в довольно внушительную сумму – 671 млн долларов. MAVEN – аппарат большого масштаба, весящий почти 2,5 тонны. Это куб со стороной 2,4 м и панелями солнечных батарей, размах которых достигает 11,4 м.

 

Перелет его продлится около 10 месяцев, и «к месту работы» MAVEN прибудет в сентябре 2014 г. Здесь он перейдет на эллиптическую орбиту, так что при максимальном сближении с Марсом он будет пролетать всего в 150 км над его поверхностью, а при максимальном удалении – подниматься на 6 тыс. км. Кроме того, аппарат совершит несколько маневров, снижаясь до 124 км для прямого изучения верхних слоев атмосферы.

 

Можно отметить, что подготовка MAVEN сопровождалась исключительно грамотной PR-поддержкой. Так, разработчики проводили даже конкурс стихов-хайку, посвященных марсианскому зонду. На их призыв любители космоса и литературы прислали более 12 тыс. произведений, лучшие из которых отправились в полет на борту аппарата. Трудно удержаться от того, чтобы не процитировать стихотворение победителя, Бенедикта Смита из Великобритании:

 

Смешно: они назвали

Марс в честь бога войны.

Взгляните на Землю!

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

Вчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

2 часа назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

15 мая
Николай Цыгикало

Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.

13 мая
Любовь

Самые устойчивые объекты во Вселенной — нейтронные звезды, белые карлики и черные дыры — рано или поздно исчезнут. К такому выводу пришли авторы нового исследования, показавшие, что эти сверхплотные тела испаряются под действием квантовых эффектов, возникающих в искривленном пространстве-времени, даже в отсутствие горизонта событий, который ранее считался необходимым условием для излучения Хокинга.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно