19.11.2013

Что такое MAVEN?

Все, что стоит узнать о новой американской миссии к Марсу.

605034main_maven_hi_res_still
©Wikipedia / Автор: Ольга Кузьмина

В понедельник с космодрома на мысе Канаверал во Флориде стартовала ракета-носитель Atlas 5, отправив в полет космический аппарат MAVEN. Хотя слово maven можно перевести как «знаток», «голова», название зонда – аббревиатура: «Орбитальный модуль для исследования атмосферы и эволюции летучих веществ на Марсе» (Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN orbiter). Для NASA это уже десятый «марсианский» орбитальный аппарат, начиная с запущенного в 1971 г. зонда Mariner 9.

©NASA/Bill Ingalls

Главной задачей миссии станет изучение атмосферы Красной планеты с орбиты, а главная цель всей работы – понять, почему и как марсианский климат, который в древности был довольно теплым и влажным, так резко переменился, превратив планету в холодную и безжизненную пустыню.

Действительно, сегодня установлено, что несколько миллиардов лет назад Марс был настолько иным, что мог даже стать пристанищем каких-то форм жизни. У него была плотная атмосфера, а поверхность покрывали реки и моря. Затем что-то произошло – и сегодня атмосфера, плотность которой в сотню раз ниже плотности Земли, неспособна удержать ни тепло, ни влагу. Марс умер.

Чтобы выяснить, как и почему это произошло, на борту MAVEN будут работать восемь научных инструментов. Они позволят ему изучить состав верхних слоев атмосферы, потоки солнечного ветра, их взаимодействие друг с другом.

Помимо наблюдений, MAVEN займется и другой полезной работой: оснащенный мощной антенной, он станет частью системы коммуникации между марсоходами и Землей. Сегодня на планете работают Opportunity и Curiosity, а данными с ними помогают обмениваться орбитальные аппараты Mars Odyssey и MRO. Их функции скоро возьмет на себя более совершенный и мощный MAVEN.

Непосредственным поиском следов жизни, которыми занят марсоход Curiosity, орбитальный зонд заниматься не будет. У него нет даже детектора, позволяющего обнаружить присутствие метана (на Земле более 90% этого вещества производится живыми организмами, поэтому наличие метана может быть важным признаком обитаемости Марса в прошлом). По словам разработчиков MAVEN, такой инструмент поначалу планировался, но сокращение бюджета заставило их отказаться от него.

Марс