Биологи обнаружили стволовые клетки, позволяющие ящерицам отращивать хвост — Naked Science

Биологи обнаружили стволовые клетки, позволяющие ящерицам отращивать хвост

Ученые продемонстрировали, как стволовые клетки позволяют гекконам отращивать хвост вместе с потерянной частью спинного мозга.

gecko0

Некоторые ящерицы и саламандры обладают поразительными способностями к регенерации, отращивая утраченный хвост, а то и другие конечности. Человеческий организм тоже великолепно восстанавливается, однако возможности вернуть потерянную руку или ногу, палец или поврежденный спинной мозг нам явно не хватает. В поиске средств, которые позволят стимулировать такие процессы у пациентов, биологи и медики обращаются, разумеется, к тем же ящерицам.

Профессор канадского Гуэлфского университета Мэтью Викариос (Matthew Vickaryous) и его студентка Эмили Гилберт (Emily Gilbert) исследовали пятнистых эублефаров Eublepharis macularius, способных полностью отрастить утерянный хвост всего примерно за месяц – быстрее, чем какие-либо другие пресмыкающиеся и земноводные. Стоит добавить, что спинной мозг ящериц, в отличие от млекопитающих, тянется и через хвост, так что этот процесс требует восстановления также соответствующих нейронных волокон.

В статье, опубликованной в Journal of Comparative Neurology, Викариос и Гилберт сообщают, что в хвостовой части спинного мозга удалось обнаружить большие количества нейральных стволовых клеток (Neural Stem Cells, NSC), а также сигнальных белков, регулирующих их поведение и развитие. Расположены они в эпендиме – среди клеток, выстилающих внутреннюю поверхность центрального канала спинного мозга. В обычном состоянии деятельность этих стволовых клеток подавляется и клетки остаются в состоянии покоя.

Восстановление оторванного хвоста вместе со спинным мозгом занимает у пятнистого эублефара около 30 дней / ©Matthew Vickaryous, University of Guelph

Однако после того, как ученые заставляли эублефаров отбросить хвост (несколькими уколами в него), в восстанавливающемся участке разворачивалась бурная деятельность. NSC-клетки начинали активно расти, делиться и пролиферировать. Менялся и состав белковых сигнальных веществ – пока рана не залечивалась и все не возвращалось к прежнему состоянию. «Для людей заживление спинного мозга после травмы – особенно тяжелая проблема, – говорит профессор Викариос, – поэтому я надеюсь, что мы сможем научиться у гекконов тому, как стимулировать наш спинной мозг к самостоятельному восстановлению».

Для этого, по мнению ученых из Канады, следует обратить внимание на меконий — первые выделения новорожденного.