25.09.2019
8 988

Биологи выяснили, как паразитические черви регенерируют потерянные части тела

Рассыпанные по всему телу стволовые клетки и сигналы, поступающие «сверху», позволяют ленточным червям постоянно отращивать новые сегменты, удлиняя собственное тело.

tapewormsnee0

Бычий, свиной цепень — да и другие ленточные черви (цестоды) — опасные паразиты животных и человека, способные вырастать до многометровой длины. Их тело состоит из цепкой головы с шейкой, за которой следуют одинаковые повторяющиеся членики (проглоттиды).

Нормальный жизненный цикл червей требует постоянного отрывания задних зрелых члеников и наращивания новых. Авторам новой статьи, опубликованной в журнале eLife, удалось показать некоторые детали этого процесса на примере «крысиного цепня» Hymenolepis diminuta.

Для начала Таня Розарио (Tania Rozario) и ее коллеги из Университета штата Колорадо продемонстрировали, что паразиты сохраняют способность к нормальному росту только в том случае, если у них сохраняются в целости головка, шейка и часть «основного» тела. При этом удаление головы и шейки не прекращало рост и развитие отдельных члеников, но останавливало появление новых.

Следом ученые определили быстро делящиеся стволовые клетки и заметили, что они распределены по всему телу червей. Чтобы подтвердить регенерирующие свойства этих клеток, их пересадили облученным и не способным восстановиться самостоятельно червям, которые после этого все-таки выжили. Не было разницы, откуда именно заимствованы стволовые клетки.

Исходя из этого, авторы заключили, что регенерация сегментов у ленточных червей обеспечивается «местными» стволовыми клетками, работа которых, однако, регулируется сигналами, поступающими из области шейки. Возможно, в будущем это позволит лучше понимать особенности жизни этих паразитов и найти лучшие средства избавить от них и людей, и животных.