20 июня
Надя Наумова
1 549

Якутские ученые исследовали мумию волка возрастом более 44 тысяч лет

4.8

Группа ученых из Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) провела аутопсию волка, жившего, предположительно, около 44 тысяч лет назад. По словам исследователей, это первая находка целого и хорошо сохранившегося тела взрослого хищника из позднего плейстоцена.

мумия волка
Вскрытием мумии занимались ученые из Якутии и Санкт-Петербурга / © Редакция корпоративных медиа СВФУ, Мичил Яковлев

Ученые исследовали мумию волка на базе лаборатории Музея мамонта. При препарации они взяли образцы внутренних органов животного, а также изъяли содержимое желудка и кишечника для анализа рациона и микробиоты. Кроме того, палеонтологи отделили часть мягких тканей древнего волка, чтобы изучить ДНК и сравнить его с геномом современных волков. О результатах аутопсии сообщили на сайте СВФУ.

Мумию волка обнаружили жители Абыйского района Республики Саха в 2021 году. Они нашли ее в реке Тирехтях, на глубине 40 метров, в толще многолетней мерзлоты. После находку передали в Академию наук республики.

Для того, чтобы взять образцы, ученым пришлось отделить внутренности зверя от его тела / © Редакция корпоративных медиа СВФУ, Мичил Яковлев

Как отметил руководитель отдела изучения мамонтовой фауны Академии наук Якутии Альберт Протопопов, судя по останкам, волк был активным и крупным хищником. Исследование этого экземпляра поможет узнать, чем животное питалось и даже что ели его жертвы.

Дополнительно ученые отобрали один зуб — премоляр. Это необходимо, чтобы определить биологический возраст волка. Однако по стертости зубов и развитию сагиттального гребня палеонтологи предварительно определили, что это был взрослый самец.

Аутопсию провели в специально оборудованной стерильной лаборатории. В «операции», помимо якутских ученых, участвовали специалисты из Санкт-Петербурга, которые давно работают с экземплярами с севера России.

Палеонтологи надеются, что результаты исследования позволят лучше понимать, какими были древние млекопитающие, а также жившие в их теле микробы, какие функции они выполняли и насколько вредили организму хищника.

Останки волка очень хорошо сохранились / © Редакция корпоративных медиа СВФУ, Мичил Яковлев

«Возможно, будут обнаружены микроорганизмы, которые можно применить в медицине и биотехнологии в качестве перспективных продуцентов биологически активных веществ. Поэтому эти исследования имеют особое влияние на будущее», — рассказал Артемий Гончаров, заведующий лабораторией функциональной геномики и протеомики Института экспериментальной медицины, профессор кафедры эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова.

Заведующий лабораторией Музея мамонта СВФУ Максим Чепрасов отметил, что после изучения находки ученые начнут исследовать останки другого древнего волка. Его обнаружили в Нижнеколымском районе Якутии и привезли в университет в 2023 году.