Выяснилось, как птерозавры учились летать — Naked Science

Выяснилось, как птерозавры учились летать

4.2

Ученые из Великобритании провели подробное исследование того, как проходила эволюция птеродактилей и других летающих рептилий, и выяснили, что эти животные завоевывали небо в течение десятков миллионов лет.

Выяснилось, как птерозавры учились летать / ©zoolog.guru

Исследование опубликовано в журнале Nature. Птерозавры жили с позднего триаса до мелового периода и считаются первыми позвоночными, освоившими полет. Они произошли от наземных животных и впервые «взмыли» в небо 245 миллионов лет назад. Эта группа отличалась многообразием: в то время как одни были размером с воробья, другие имели размах крыльев как у легкого самолета. Предполагается, что птерозавры были хищниками и питались различной добычей: от насекомых до небольших динозавров.

Многие полагают, что птерозавры относятся к динозаврам, но это не так: летающие ящеры произошли от общего с динозаврами предка, но ими не являются. У них была своя эволюционная линия, и, вероятно, способность к полету далась им не сразу и нелегко. Об этом говорят новые исследования ученых из университетов Рединга, Бристоля и Линкольна (Великобритания).

Авторы работы провели подробный анализ развития живых существ, чтобы выяснить, как они адаптируются к окружающей среде. Ученые объединили летописи окаменелостей с моделью полета, которая была построена на примере современных птиц. Таким образом исследователи смогли проследить постепенную эволюцию птерозавров и то, как они учились летать.

Ранее предполагалось, что способность к полету у этого вида животных происходила некими резкими всплесками, но новое исследование показало, что это не так. Как выяснилось из сравнительного анализа 75 видов этих существ на разных стадиях эволюции, их развитие было последовательным — и за всю историю своего существования они смогли улучшить летные характеристики вдвое.

При этом птерозавры адаптировали параметры своего тела так, чтобы тратить энергии при полете на 50 процентов меньше. Их масса увеличилась в 10 раз, так что некоторые особи стали весить более 300 килограммов. На это у птерозавров ушло ни много ни мало 150 миллионов лет — почти все время их существования.

Впрочем, были и исключения из правил. Например, надсемейство птерозавров — аждархоиды, которые, судя по анализу ученых, не улучшали летных характеристик, а только увеличивались в размере. Поэтому специалисты считают, что большую часть времени они проводили на земле, хоть и умели неплохо летать.