Житель Великобритании обнаружил фрагмент челюсти птерозавра — Naked Science

Житель Великобритании обнаружил фрагмент челюсти птерозавра

3.4

Это первый птерозавр из семейства тапеяридов, найденный на территории Соединенного Королевства.

Wightia declivirostris
Птеродактиль Wightia declivirostris, летящий над озером в долине древней реки Уэссекс, в представлении художника / © Megan Jacobs

Житель Соединенного Королевства Джон Уинч обнаружил осколок ископаемой кости своеобразной формы, когда выгуливал собаку на берегу бухты города Сандаун на юго-востоке острова Уайт, знаменитого своей богатой геологической историей. Находку он передал студентке палеонтологического факультета Портсмутского университета Меган Джейкобс, которая предположила, что это может быть образец челюстной кости птерозавра, — и оказалась права.

Как сообщается в исследовании, опубликованном в журнале Cretaceous Research, это первый птерозавр из семейства тапеяридов (точнее, его фрагмент), обнаруженный на территории Великобритании. Обычно останки таких «летающих ящеров» мелового периода находили в Китае, Бразилии, Марокко или Аргентине. Поскольку находка оказалась уникальной, новый вид получил название Wightia declivirostris.

«Хотя это всего лишь фрагмент челюсти, она обладает всеми характерными особенностями, в том числе многочисленными крошечными отверстиями, в которых находились мельчайшие органы для обнаружения пищи, и изогнутым, тонко заостренным клювом. <…> Полные скелеты из Бразилии и Китая показывают, что у таких птерозавров были большие гребни на голове, причем иногда вдвое больше черепа. Эти гребни, вероятно, использовались для демонстрации пола и, возможно, были ярких цветов», — говорит Джейкобс.

По словам исследователей, птерозавр из геологической формации Уэссекс ближе к образцам из Китая, нежели к бразильскими. «Линия окклюзионного края лежит за передним краем предглазничного отверстия, что указывает на сходство с Sinopterus (род птерозавров из семейства тапеярид, живших в нижнемеловую эпоху (аптский век) на территории современного Китая. — Прим. ред.), а не с южноамериканскими тапеяридами, такими как TapejaraTupandactylus и Caiuajara. Этот образец — первый тапеярид в формации Уэссекс и один из старейших обнаруженных за пределами Китая», — пишут авторы работы.

Образец Wightia declivirostris передали Музею динозавров в Сандауне, где, как ожидается, его выставят на обозрение публики.

Недавно на севере Германии обнаружили скелет прямобивневого лесного слона возрастом 300 тысяч лет, а на дне антарктического моря нашли останки полярных джунглей мелового периода.

Необычные эксперименты показали, что подключение легких к кровеносной системе животного позволяет не только поддерживать жизнеспособность донорских органов, но и восстанавливает их функции.