12.08.2023
Игорь Байдов
32 787

Ученые нашли «ледяную мышь» эпохи динозавров

4.2

Исследователи описали крошечное существо, которое бродило по земле около 73 миллионов лет назад на севере Аляски и могло жить в условиях холода, при этом не впадая в спячку. По внешнему виду животное напоминало землеройку и весило меньше, чем пустая алюминиевая банка из-под газировки.

Группа палеонтологов проводит раскопки
Группа палеонтологов проводит раскопки вдоль берега реки Колвилл на севере Аляски / ©Kevin May / Автор: Анастасия Кожевникова

В конце позднего мелового периода северная Аляска находилась чуть дальше за полярным кругом, чем сейчас, и выглядела совсем иначе. Вместо арктической пустыни там произрастали хвойные и широколиственные леса. Над деревьями летали птицы, а под их кронами ходили динозавры и мелкие млекопитающие.

Сегодня на севере Аляски среднегодовая температура составляет -10…-11 градусов Цельсия, а в меловом периоде была не ниже +6 градусов Цельсия (сейчас так в Москве). Однако зимой температура все равно опускалась ниже нуля: вероятно, шли снегопады и наблюдались полярные ночи, которые длились до четырех месяцев (темнота стояла постоянно).

Несмотря на морозные зимы, животные жили там круглый год, они смогли приспособиться к такой смене сезонов и даже выводили потомство. На это указывают кости новорожденных динозавров, которые ученые обнаружили в 2021 году.

Северная Аляска привлекает многих палеонтологов, исследователи часто находят здесь остатки различных ископаемых, особенно в формации Принц-Крик на берегах реки Колвилл.

Среди последних открытий — ископаемое млекопитающее позднемелового периода, обнаруженное командой ученых из Колорадского университета в Боулдере (США). Исследователи определили новый вид всего по горстке зубов, каждый размером с песчинку. Результаты их научной работы опубликованы в Journal of Systematic Palaeontology

Окаменелый зуб Sikuomys mikros
Окаменелый зуб Sikuomys mikros размером с песчинку, видимый под микроскопом / ©Jaelyn Eberle, University of Colorado at Boulder

Новый вид назвали «ледяная мышь» (Sikuomys mikros). Название состоит из трех слов: «Siku», которое на языке народов крайнего Севера инупиатов означает «лед», и двух греческих — «mys» и «mikros», переводятся как «мышь» и «маленький».

«Ледяная мышь» — условное наименование, Sikuomys mikros не была мышью, вид отнесли к вымершему семейству млекопитающих Gypsonictopidae. Животное представляло собой покрытое шерстью крошечное существо, которое немного походило на современную землеройку и весило приблизительно 11 граммов.

«Эти животные могли пережить четыре месяца темной зимы и температуру ниже нуля, причем, они не впадали в спячку. Зверьки оставались активными на протяжении всего года, во время холодов зарывались под опавшие листья или под землю и питались всем, до чего могли добраться, вероятно, насекомыми и червями», — объяснила Джейлин Эберле, руководитель исследования.

Знаменитое биогеографическое правило Бергмана, сформулированное в 1847 году немецким биологом Карлом Бергманом, гласит — среди сходных форм теплокровных животных наиболее крупными становятся те, которые живут в условиях более холодного климата. Sikuomys mikros кажется исключением из этого правила. В тысячах километров к югу от места обитания «ледяной мыши», то есть в более теплых регионах, палеонтологи находили родственные виды, которые в три-пять раз ее больше.

Почему «ледяная мышь» со временем не увеличилась в размерах, пока точно неизвестно. Джейлин Эберле предполагает, что это связано с пищей, которой зимой на Аляске становилось мало: «Чем меньше размер животного, тем меньше энергии и пищи ему требуется. Раз пищи мало, следовательно, эволюционно выгодно не расти».

Если Sikuomys mikros проводила холодные месяцы под землей, такой образ жизни являлся ее преимуществом, потому что у роющих млекопитающих было больше шансов выжить в суровых условиях, которые последовали после падения метеорита, погубившего динозавров 66 миллионов лет назад.