12.08.2023
12 369

Ученые предложили бороться с комарами, отключая им слух

4.7

Самцы комаров находят самок, ориентируясь на слух. Британские биологи определили рецепторы, необходимые для восприятия этих звуков, и показали, что их можно отключить, препятствуя спариванию и размножению.

Anopheles gambiae в процессе спаривания
Anopheles gambiae в процессе спаривания / ©Sam-Cotton, www.scienceupdate.com / Автор: Екатерина Лебедева

Чтобы найти партнера для размножения, ближе к закату комары сбиваются в многочисленный рой. Самцы полагаются на тонкий слух, различая самок по звуку на фоне общего громкого гудения. Биологи из Королевского колледжа Лондона обнаружили слуховые рецепторы, активность которых особенно высока в такие моменты, и нашли инсектициды, точно блокирующие их работу. Возможно, в будущем такой подход позволит контролировать популяции разносчиков опасных болезней. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Марта Андре (Marta Andres) и ее коллеги исследовали слух комаров рода Anopheles, разносчиков малярии и других заболеваний, ареал которых постоянно расширяется. Они умерщвляли самцов непосредственно в процессе поиска партнерши, после чего выделяли РНК, чтобы определить, какие именно гены в их «ухе» проявляли наибольшую активность в этот момент. Особенное внимание ученых привлек ген рецепторов октопамина, который работал интенсивнее других.

Октопамин выполняет множество сигнальных функций в нервной системе разных животных. Поэтому биологи внимательнее исследовали его влияние на слух насекомых. Оказалось, что эти молекулы контролируют упругость звуковоспринимающих волосков, от которой зависит восприятие акустических колебаний той или иной частоты. По-видимому, для поиска самки слуховой аппарат самцов проводит тонкую «настройку», чтобы лучше замечать их гудение.

Ученые продемонстрировали, что работу этого механизма можно нарушить сравнительно легко: активность рецепторов октопамина подавляют и некоторые инсектициды, такие как амитраз. Однако авторы планируют найти новые препараты более точного и целенаправленного действия. «Поскольку слух необходим комарам для спаривания, на него можно воздействовать, нарушая их воспроизводство»,— подчеркнула Марта Андре.