Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
Александра Медведева
1 213

Сжигание лесов и крупный рогатый скот стали причинами вымирания мегафауны Мадагаскара

4.5

Ученые пришли к выводу, что основной причиной исчезновения эндемичной фауны Мадагаскара, произошедшего около тысячи лет назад, стала не охота, как считалось ранее, а изменение окружающей среды, вызванное человеком. Время вымирания видов на острове коррелирует с появлением в летописи ископаемых останков крупного рогатого скота и древесного угля.

© Wikimedia Commons

Мадагаскар долго время был изолирован от остальной суши, что способствовало появлению в его лесах уникальной эндемичной фауны. Там обитали лемуры размером с горилл, трехметровые птицы, карликовые бегемоты и многие другие необычные существа, которые вымерли вскоре после прибытия человека на остров.

Считалось, что основной причиной исчезновения видов стала охота. Однако новое исследование ученых из Института геоантропологии Общества Макса Планка (Германия) показало, что хотя люди приложили руку к вымиранию животных, главной причиной была не охота. Исследование, опубликованное в журнале Scientific Reports, связывает исчезновение эндемичной мегафауны, произошедшее около 1000 лет назад, с резким увеличением числа домашних животных и изменением ландшафта.

Ученые провели раскопки на берегу трех прудов и в пещере на юго-западе Мадагаскара и датировали с помощью радиоуглеродного анализа останки вымерших представителей мегафауны, домашних животных и свидетельства другой деятельности человека.

Результаты исследования показали, что мегафауна Мадагаскара пережила несколько засушливых периодов за последние 6000 лет. Животные перемещались по острову, когда водные ресурсы истощались. Первые признаки присутствия на острове человека появились около 2000 лет назад. Исследователи обнаружили резкое увеличение количества древесного угля и костей домашних животных, таких как зебу и собаки, порядка 1000 лет назад. Время этих антропогенных изменений соответствует исчезновению мегафауны.

В последние годы споры о причинах вымирания мегафауны в мире в основном сосредотачивались на изменениях климата и охоте. Авторы статьи полагают, что хотя оба эти фактора могли быть важны для фауны Мадагаскара, они не стали итоговой причиной вымирания. Основной вклад в этот процесс внесли изменения ландшафта путем сжигания лесов для создания на их месте пастбищ для домашнего скота, что привело к исчезновению крупных животных на острове.

Исследователи подчеркивают, что охота — не основной способ воздействия человека на другие виды, для защиты биоразнообразия не менее важно учитывать то, как деятельность человека влияет на среду обитания и мобильность животных. Теперь авторы статьи планируют изучить палеонтологические и археологические отложения в других районах острова, чтобы точно понять, когда именно люди впервые прибыли на Мадагаскар и как они взаимодействовали с окружающей средой.