22.10.2022
Анна Новиковская
6 438

Чтобы избежать вымирания, слоны и тигры тянутся к людям

Обычно люди полагают, что крупные животные страдают от жизни в густонаселенных районах с множеством крупных поселений и оживленных дорог. Однако, сравнив историческое распространение крупных индийских животных с современным состоянием их популяций, ученые пришли к выводу, что как минимум некоторые виды извлекают выгоду из сожительства с людьми.

В Индии слон на дороге — не самое редкое зрелище / © yqgrocks.com

Когда речь заходит о животных, способных сосуществовать с людьми и даже извлекать из этого соседства выгоду, на ум обычно приходят крысы, еноты или, самое большее, лисицы и койоты. Все это — относительно некрупные виды, способные прятаться от человеческих глаз в темных переулках или канализации и довольствоваться отходами.

Однако в разных частях света самые разные виды учатся извлекать пользу из сожительства с людьми. Недавнее исследование показало, что в городских парках Мумбаи могут выживать леопарды, охотящиеся на одичавших собак, а теперь, сравнив исторические данные с современными, ученые пришли к выводу, что даже такие гиганты, как слоны и тигры, могут процветать бок о бок с человеком.

Исследователи изучили историческое распространение 14 крупных видов животных и сравнили их с современным состоянием популяций в 10 лесах Юго-Восточной Азии. Хотя некоторые виды, в том числе суматранский носорог и малайский медведь, сильно сократились в числе, ученые к своему удивлению обнаружили, что четыре вида — тигры, азиатские слоны, дикие кабаны и дымчатые леопарды — в регионах с развитой человеческой инфраструктурой процветают.

Вероятно, это кажущееся противоречие связано с лучшими природоохранными мерами и жесткой борьбой с браконьерством в самых часто посещаемых национальных парках, расположенных вблизи крупных населенных пунктов. Так, например, в одном из исследованных участков в Сингапуре, где было ликвидировано браконьерство и предпринимаются значительные усилия для восстановления лесов, олени и кабаны уже процветают в непосредственной близости от человека, что дает надежду на выживание другим крупным животным.

Вероятно, в ближайшем будущем леопарды могут стать привычной частью городской экосистемы / © University of Queensland

По словам исследователей, новые данные позволяют ученым лучше прогнозировать будущее нарушенных человеком лесов и их обитателей. Возможно, в случае жесткого запрета на браконьерство даже крупные виды животных, ранее считавшиеся несовместимыми с людьми, смогут уживаться бок о бок с нами, став еще одним кусочком в сложной мозаике городских экосистем.