16 марта

Подо льдом Гренландии обнаружили остатки растений

5.1

Международная группа ученых выяснила, что под ледяным щитом Гренландии, вероятно, еще миллион лет назад присутствовала таежная растительность.

Подо льдом Гренландии обнаружили остатки растений / ©Getty images

Работа опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences. В 1966 году американские военные пробурили отложения в ледяном керне на северо-западе Гренландии, в 120 километрах от побережья. Длина керна составила почти 1,4 километра. Тогда отложения в 4,5 метра просто убрали в морозильную камеру, а затем случайно обнаружили в 2017 году.

В 2019-м ученый из университета Вермонта (США) Эндрю Дж. Христос решил взглянуть на них в микроскоп. Какого же было его удивление, когда он увидел не песок и щебень, а остатки листьев и веток. Позже к нему присоединились специалисты из университетов Буффало, Юты, Пердью, Колумбийского (США), Копенгагенского (Дания), Манитобы (Канада), Лотарингии (Франция) и Свободного университета Брюсселя (Бельгия), чтобы внимательно изучить находку — единственные в своем роде ископаемые отложения со дна ледяного гренландского щита.

Исследователи использовали передовые методы изучения керна, которые были недоступны ученым в середине прошлого столетия. В том числе они проанализировали соотношение изотопов, которые образуются в кварце только тогда, когда он находится под открытым небом. Обычно лед разрушает все на своем пути, превращая растения в кашу, но в этом случае сохранность их оказалась крайне высокой.

Благодаря этому ученые выяснили, что в какой-то период за последний миллион лет Гренландия полностью была освобождена от ледяной корки и на ней, вероятно, даже произрастал таежный лес. А ведь предполагалось, что ледяной щит острова сохранялся даже в периоды межледниковья. По мнению исследователей, это указывает на то, что остров очень быстро реагирует на любые изменения климата и из-за антропогенного воздействия может потерять весь свой лед: а это вызовет серьезное повышение уровня океана и затопление прибрежных городов.