Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
15.10.2020
3 263

В Марокко обнаружили новый вид птерозавров с длинным клювом, как у киви

4.9

Ученые из Портсмутского университета открыли новый вид птерозавров, который жил около 100 миллионов лет назад на территории древнего континента Гондвана.

Leptostomia begaaensis в представлении художника / © Меган Джейкобс, Портсмутский университет

Птерозавры — отряд вымерших летающих архозавров, которые жили в период позднего триаса и до конца мела мезозойской эры — были первыми позвоночными, развившими способность летать. Летающие ящеры мелового периода заняли многие ниши, однако их разнообразие остается плохо изученным из-за неравномерного стратиграфического и географического распределения окаменелостей.

По словам ученых, многое из того, что нам известно о птерозаврах, выяснили благодаря находкам, сделанным прежде всего в регионах древнего континента Лавразия, который около 135-200 миллионов лет назад распался на Евразию и Северную Америку. Но таким образом нельзя получить представление о птерозаврах, живших на древнем суперконтиненте Гондвана (сегодня — Африка, Южная Америка, Антарктида, Австралия, Новая Зеландия, Аравия, Мадагаскар и Индостан).

Недавно ученым из Школы окружающей среды, географии и геологических наук при Портсмутском университете удалось сделать уникальное открытие: в исследовании, которое будет опубликовано в журнале Cretaceous Research, они рассказали об обнаружении костей маленького, размером с индейку, длинноклювого и беззубого птерозавра Leptostomia begaaensis в среднемеловых отложениях формации Кем-Кем (Марокко).

Обнаруженные кости Leptostomia begaaensis / © Smith  et al., 2020

Поначалу палеонтологи нашли окаменевший кусок клюва и предположили, что это и не клюв, а часть плавника какой-то рыбы. Затем обнаружили еще несколько костей — по структуре которых уже определили, что они имеют отношение к птерозаврам. «Никогда ранее мы не видели ничего подобного. Причудливая форма клюва была настолько уникальной, что поначалу мы не подумали, что это птерозавр», — рассказал профессор Дэвид Мартилл, один из авторов работы.

Leptostomia begaaensis, отмечают палеонтологи, использовал клюв, чтобы добывать пищу: как современные кулики и киви, он, скорее всего, питался червями, ракообразными и, вероятно, небольшими моллюсками с твердым панцирем.

Обнаруженные кости Leptostomia begaaensis / © Smith  et al., 2020

«Диета и стратегии охоты птерозавров были разнообразными: они ели мясо, рыбу и насекомых. Гигантские птерозавры, вероятно, ели все что хотели. Некоторые охотились в полете, другие — преследовали свою добычу на земле. Останки этого маленького птерозавра рассказали нам об образе жизни, который ранее мы не связывали с птерозаврами», — добавил Мартилл.

Как объяснили авторы исследования, верхняя и нижняя челюсти Leptostomia begaaensis образуют очень удлиненный дорсовентрально уплощенный клюв с утолщенными костными стенками. «Морфология больше всего напоминает птиц, таких как киви, ибисы и кроншнепы, которые исследуют грязь или землю на предмет беспозвоночных. Родство нового птерозавра неясно. Скорее всего, он относится как аждархоидам, но явно не вписывается ни в одну из известных их клад», — пишут ученые.

Поскольку регион, в котором обнаружили останки длинноклювого птерозавра, богат реками, скорее всего, Leptostomia begaaensis добывал пищу именно в воде. «Можно подумать, что этот птерозавр использовал стратегию, которую успешно используют современные птицы, однако птицы просто заново изобрели то, что птерозавры делали десятки миллионов лет назад», — подытожил Николас Лонгрич, один из авторов исследования.