Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
15.10.2020
10 995

Миграции предков шли в обход Европы

4.3

Исследование немецких ученых показало, что сначала сапиенсы заселили побережье Средиземного моря и лишь затем распространились по Синайской пустыне и восточной части Иорданской рифтовой долины.

Миграции предков шли в обход Европы / ©www.nedir.org

Работа опубликована в журнале PLOS One. Известно, что анатомически современный человек вышел за пределы Африки и «отметился» в знаменитых пещерах Схул и Кафзех в Израиле. Останки найденных там людей относят к Homo sapiens, поэтому они считаются одними из старейших из найденных в Евразии и датируются примерно 100 тысячами лет назад.

Между тем, как показывает исследование ученых из университетов Кельна, Бонна и Аахена (Германия), распространение на территорию Леванта, вероятно, было кратковременным, постоянное же заселение этих мест восходит к 43 тысячам лет назад.

Команда немецких ученых более десяти лет изучала отложения, пыльцу и археологические находки в Иордании (вокруг памятника Аль-Ансаб 1 на окраине раннего ахмарийского поселения). Таким образом исследователи стремились выяснить условия окружающей среды, которые преобладали в этих краях во времена тех далеких миграций.

Так, в регионе, где сегодня находится Мертвое море, было расположено озеро Лисан, имевшее большую протяженность и значительный запас пресной воды. Геоморфологический и археологический анализы также показали, что в этот период условия проживания там предполагали меньшую почвенную эрозию и большую влажность, чем сегодня.

Это допускало присутствие сапиенсов и распространение их из прибрежной зоны Средиземного моря в более засушливые области пустыни Негев и на восточные склоны Иорданской рифтовой долины. Таким образом, люди не пришли в Европу и Азию сразу через Левант, а поначалу расселились, вероятно, на побережье Средиземного моря. Регион же около памятника Аль-Ансаб 1 был одной из ступенек на пути сапиенсов в Европу.