16.03.2023
28 354

Палеонтологи выяснили, как мамэньсизавры удерживали свои рекордно длинные шеи

5.3

Шея мамэньсизавров достигала 15 метров в длину — в несколько раз больше, чем у жирафов. Удерживать ее на весу и оберегать от переломов было непросто. Для этого в шейных позвонках динозавров существовали многочисленные воздушные полости и дополнительные защитные отростки.

©Júlia d’Oliveira / Автор: Regulus Tremerus

Зауроподы были самыми крупными и одними из самых успешных групп динозавров. Они появились еще в триасовом периоде и существовали вплоть до мел-палеогенового вымирания. Секрет их успеха во многом связан с невероятно длинной шеей, которая позволяла питаться без лишних движений, обкусывая растительность на большой площади и высоте, и не расходовать на это слишком много энергии. Возможно, обширная поверхность шеи облегчала и выведение тепла из огромного тела.

Рекордной длины шея достигала у мамэньсизавров, которые были описаны еще в середине прошлого века. А в конце 1980-х в Китае обнаружили окаменелости вида Mamenchisaurus sinocanadorum: часть черепа, несколько позвонков и ребер. Останки таких гигантских размеров не сохраняются целиком, и на основе найденных тогда фрагментов ученые оценили шею M. sinocanadorum в 10-11 метров.

Однако новый анализ, проведенный палеонтологами из Университета Стони-Брук (США), показал, что ее длина могла составлять рекордные 15,1 метра. Это в шесть с лишним раз больше, чем у самых длинношеих животных современности — жирафов. Статья Эндрю Мура (Andrew Moore) и его коллег опубликована в Journal of Systematic Palaeontology.

Чтобы выяснить, каким образом M. sinocanadorum удерживали вес столь длинной шеи, ученые исследовали их позвонки с помощью компьютерной томографии. Работа показала, что эти кости состояли из воздушных полостей на 69-77 процентов, которые делали их заметно легче. Казалось бы, настолько легкие кости должны быть особенно подвержены переломам. Но этому препятствовала особая геометрия позвонков: у них были мощные шейные ребра — расходившиеся в стороны отростки, которые укрепляли всю структуру.

«Биомеханический анализ шеи мамэньсизавра показывает, что она могла подниматься лишь под сравнительно небольшим углом от горизонтали, всего 20-30 градусов. Однако даже при таком наклоне благодаря экстремальной длине шеи голова животного могла достигать высоты от 7,5 до десяти метров над землей, позволяя питаться листвой деревьев», — рассказал британский палеонтолог Пол Апчёрч (Paul Upchurch), один из авторов новой работы.