Генная терапия избавила мышей от герпеса — Naked Science

Генная терапия избавила мышей от герпеса

6.8

Ученые сообщили о первом излечении от герпеса: инновационная генная терапия позволила уничтожить более 90 процентов вируса, прячущегося в нервных клетках, — правда, пока что у мышей.

©MedicalNewsToday

Вирус простого герпеса 1 типа (HSV-1) — возможно, самая распространенная инфекция в мире; по оценкам ВОЗ, им заражены около 3,7 миллиарда человек — более 2/3 всех людей моложе 50 лет. Часто болезнь протекает бессимптомно, время от времени проявляясь высыпаниями «простуды» на губах. Тем не менее вирус HSV-1 нейроинвазивен и, проникая в нервную систему, способен вызывать крайне серьезные последствия. Некоторые данные связывают болезнь Альцгеймера именно с действием вируса герпеса, попавшего в мозг.

Методов лечения не существует: попав в клетку, вирус встраивает свой геном в ее ДНК и навсегда сохраняется там. Извлечь его обещают разве что перспективные технологии генной терапии — и недавно такую возможность продемонстрировали Кит Джером (Keith Jerome) и его коллеги из Онкологического исследовательского центра Фреда Хатчинсона в Сиэтле. Их статья опубликована в журнале Nature Communications.

Работа над этой сложной задачей началась еще 10 лет назад, а в 2016-м, используя технологии генной модификации CRISPR, удалось отключить два-четыре процента вирусов HSV-1 у подопытных мышей. Теперь, усовершенствовав свой метод, ученые сообщают об уничтожении уже более 90 процентов вирусов. При этом они отказались от бактериальной системы CRISPR, а для обнаружения и разрезания вирусной ДНК использовали мегануклеазы — ферменты, способные проделывать это с высочайшей точностью.

Несмотря на свое название, размеры мегануклеаз совсем невелики. Ученые поместили их в модифицированные частицы вирусов AAV, которые послужили носителями для доставки полезного груза непосредственно к нервным клеткам. Оказавшись внутри, мегануклеазы, «настроенные» на распознавание различных генов вируса, начали их атаковать.

Собственные механизмы репарации, «ремонта» поврежденной ДНК, работающие в клетке, разумеется, тут же принимались за восстановление. Однако при использовании «комплекта» из двух-трех мегануклеаз, работающих с разными генами, разрушения оказывались слишком велики, так что вирусная ДНК уже не восстанавливалась. Сочетая различные AAV и ферменты, ученые смогли уничтожить до 95 процентов HSV-1 у лабораторных мышей.

«Главным рывком тут стал переход от экспериментов “в пробирке” к опытам с животными, — говорит Кит Джером. — Надеюсь, наша работа изменит расстановку акцентов в изучении герпеса, и мы начнем говорить о полном излечении, а не просто о контроле над вирусом».