Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
01.12.2022
2 027

Палеонтологи впервые нашли динозавра, плававшего как пингвин

4.6

«Многозубый плавающий охотник», найденный в Монголии, стал первым нептичьим динозавром со строением тела, указывающим на подобный образ жизни.

Новый динозавр, судя по анатомии, плавал как пингвин, но при этом жил далеко от моря / ©Communications Biology

Международная группа ученых исследовала останки динозавра, найденного в южной части пустыни Гоби, и выявила у него ряд уникальных особенностей строения, указывающих на полуводный образ жизни и активную охоту за рыбой. Это первый известный динозавр вне группы современных птиц (их сейчас тоже относят к динозаврам) с подобным строением. Особенно необычно то, что вид этот не был морским. Соответствующая работа вышла в Communications Biology.

Ученые назвали новый вид Natovenator polydontus, что значит «плавающий охотник со множеством зубов». Хотя общее их количество не вполне ясно, в его в предчелюстной кости — 13 зубов (у человека в той части челюсти, которая складывается из эмбриональной предчелюстной кости, только четыре зуба). «Охотник» был небольшим — полметра с хвостом, вряд ли более 40 сантиметров в высоту. Несмотря на «птичьи» размеры, он не относился к птицам: те не имеют зубов, поэтому, предположительно, и пережили вымирание остальных динозавров, имевших зубы.

Натовенатор в представлении художника / KYusikChoi

Необычной в анатомии Natovenator polydontus выглядит ориентация ребер: они ориентированы «сходящимися к хвосту», что встречается сегодня у активно плавающих птиц — как нелетающих (пингвины), так и летающих (гагарки). Такое строение полезно с точки зрения гидродинамики, так как снижает сопротивление в воде, но не помогает летающим или чисто сухопутным видам.

Это не то чтобы обычно, если учесть место, где обнаружили останки натовенатора. Конечно, в верхнем меловом периоде, 66-100 миллионов лет назад, Земля была намного теплее, чем сегодня, поэтому пустынь уровня современной Гоби или Сахары не было. Территория, где нашли новый вид, была покрыта озерами и влажными долинами, но в любом случае она не была ни морем, ни приморской областью.

Получается, перед нами нечто необычное: хорошо плавающий вид с «пингвиньей» анатомией, живущий на суше. На сегодня существ, сопоставимых с натовенатором по размеру и с таким же образом жизни, на Земле нет. Вероятно, это указывает на большую экологическую емкость ниши пресноводных водоплавающих в эпоху динозавров.

Возможно, удаленностью от моря объясняются и другие анатомические особенности натовенатора. В частности, его конечности заметно длиннее пингвиньих. В плане длины ног он скорее похож на дрофу или казуара. Вероятно, это неизбежная адаптация к условиям, где вокруг много высокоподвижных сухопутных хищников.

:

Современные пингвины не могут достаточно быстро передвигаться на суше, поэтому обычно живут там, где сухопутных хищников либо нет вообще, либо немного. Зеленые равнины меловой Гоби явно не могли быть таким местом: ранее там находили многочисленные останки хищных динозавров самых разных размеров.

Скорее всего, натовенатор легко мог уйти от них, попав в воду, где его гидродинамически совершенное тело дало бы большое скоростное преимущество. Но чтобы добраться от суши до воды, нелетающему существу нужно весьма быстро передвигаться на своих двоих. С короткими «пингвиньими» задними конечностями это было бы невозможно.