02.08.2022
Анна Новиковская

Пять миллионов лет назад в Европе жили панды

4.0

В конце миоцена по заболоченным лесам Болгарии бродил последний из европейских родственников современной большой панды — и питался он вовсе не бамбуком. Вероятно, из-за осушения климата это животное попыталось адаптироваться к новой диете, состоящей из разнообразной мягкой растительности, но в конце концов вымерло, когда его родные леса сменились открытыми равнинами.

Новый вид ископаемых панд жил в Болгарии задолго до появления современного человека / © 10.1080/02724634.2021.2054718

Почти полвека в недрах Болгарского национального музея естественной истории хранились два загадочных зуба, найденных в 1970-х годах на северо-западе Болгарии, в отложения эпохи миоцена. В коллекцию их добавил палеонтолог Иван Николов, и именно в его честь ученые назвали нового зверя — Agriarctos nikolovi

При этом, откровенно сказать, сам Николов не уделил находке большого внимания: его современникам пришлось иметь дело с единственной этикеткой, написанной от руки не слишком разборчивым почерком. Потребовалось много времени, чтобы понять, где были найдены зубы и каков их возраст, а затем установить, что на самом деле они принадлежали близкому родственнику нынешней китайской большой панды.

Судя по тому, что зубы обнаружили в отложениях угля, ученые предположили, что агриарктос, как и его современная родственница, жил в лесной или болотистой местности, причем тоже был вегетарианцем. Другое дело, что его диета была куда менее строгой, чем у нынешних больших панд: в ней преобладала мягкая растительность.

Несмотря на «мирный» нрав, древняя панда вовсе не была беззащитной: судя по размеру клыков, агриарктос мог легко дать сдачи большинству других лесных хищников. Вдобавок не каждое животное в принципе рисковало на него напасть, ведь этот зверь весил около центнера.

Найденные зубы агриарктоса: верхний клык (А) и верхний карнассиал, или хищный зуб (B1-B3) / © 10.1080/02724634.2021.2054718

По мнению ученых, агриарктос вымер из-за изменений климата в конце миоцена, когда Средиземное море практически высохло, что значительно повлияло на уровень осадков в регионе. Вероятно, агриарктос был последним представителем европейской эволюционной линии панд: после его вымирания единственные представители этих медведей сохранились в Юго-Восточной Азии и в итоге дали начало современным большим пандам.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Vertebrate Paleontology.