• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
4 марта
Александр Березин
56
114 412

Россия остановит экспорт удобрений из-за поведения иностранных перевозчиков. Это может привести к мировому дефициту продовольствия

4.9

Из официального сообщения Минпромторга неясно, когда может возобновиться такой экспорт, а также то, реально ли это в принципе.

©Wikimedia Commons

В начале этого месяца Maersk и MSC решили самостоятельно — без принуждения со стороны западных государств — отказаться работать с грузами из России. Ранее сходные решения приняли другие аналогичные компании, японская Ocean Network Express и немецкая Hapag Lloyd. Это чрезвычайно крупные компании, доминирующие в сфере мировых контейнерных перевозок и имеющие заметные доли в других видах морских перевозок. Такое решение не могло не подвергнуть известной дезорганизации всю глобальную торговлю, поскольку ее основная часть приходится именно на морские перевозки.

Теперь Минпромторг России официально рекомендовал российским производителям минеральных удобрений приостановить их отгрузку на мировые рынки. Как говорится в официальном сообщении на сайте министерства:

«Из-за саботажа осуществления поставок рядом иностранных логистических компаний получить законтрактованные объемы удобрений не могут аграрии как в Европе, так и в других странах. <…> Принимая во внимание сложившуюся с работой иностранных логистических операторов ситуацию и связанные с ней риски, Минпромторг России был вынужден рекомендовать российским производителям временно приостановить отгрузку российских удобрений на экспорт до возобновления перевозчиками ритмичной работы и предоставления гарантий выполнения экспортных поставок российских удобрений в полном объеме».

Под рисками, видимо (Минпромторг не дает детальных разъяснений), имеется в виду то, что сейчас, попав на склад в порту, минеральные удобрения не смогут быть погружены на торговое судно, что угрожает убытками производителям удобрений.

В таком виде это выглядит как бессрочная приостановка экспорта, поскольку Maersk в общем-то все равно, получат ли покупатели российских удобрений свой товар или нет: на прибыль перевозчиков это повлияет мало. Кроме того, логистические компании не обладают полноценными аналитическими центрами, позволяющими им адекватно проанализировать последствия срыва перевозок тех или иных видов продукции, и там могут быть просто не в курсе остроты проблемы.

Сравнительно маловероятно, что Maersk и иные западные компании пойдут на возобновление ритмичных отгрузок из России. Еще меньше вероятность предоставления ими каких-либо гарантий российским компаниями или государству в чем бы то ни было.

Как ни странно, в последние годы заметная часть удобрений вывозилась из России в контейнерах, а не в более привычных форматах / ©Wikimedia Commons

Из-за этого наиболее вероятным сценарием дальнейшего развития событий остается остановка экспорта удобрений из России в остальной мир. Минпромторг в своем сообщении констатирует: «Это создает очевидные риски неурожая и, как следствие, нехватки продовольствия для стран Западной и Восточной Европы, Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, ведь заместить российские удобрения сегодня либо крайне сложно, либо вообще невозможно. Сбои в отгрузках удобрений могут напрямую повлиять на национальную безопасность ряда стран и вызвать серьезные последствия в виде дефицита продовольствия для сотен миллионов человек уже в среднесрочной перспективе».

Россия — лидирующий поставщик удобрений в мире. В особенности это касается азотных и фосфатных удобрений. Быстро заместить их поставки сложно. В цене азотных удобрений до 80% составляет стоимость природного газа, расходуемого при их производстве. Однако цены на газ в мире сейчас на историческом максимуме: в Европе сегодня, 4 марта, фиксировали уровни в 2400 долларов за тысячу кубометров.

Это в несколько десятков раз выше внутренних цен в России, поэтому заместить наши азотные удобрения за рубежом в нынешней ситуации можно будет только по несопоставимо более высокой цене. И если западные страны могут себе позволить ее заплатить, то третий мир — Бразилия и многие другие крупные сельхозэкспортеры — вряд ли.

Аналогичная картина может сложиться в области поставок продовольствия из нашей страны. Россия — лидер по экспорту пшеницы и вывозит много других сельхозкультур. Без поставок ею удобрения и зерна мировые цены на продовольствие в ближайшие год два будет довольно трудно предсказать.

Минпромторг утверждает, что внутри страны удобрения будут поставлять. Однако неясно, насколько полно Москва способна помешать сельхозэкспортерам нарастить свои поставки за рубеж, что приведет к росту цены на продовольствие внутри страны.

Несколько дней назад Naked Science отмечал, что любые серьезные западные санкции против России в итоге могут дезорганизовать мировую торговлю и экономику в целом. Поэтому полагали их сравнительно маловероятными в ближайшей перспективе, хотя более вероятными в перспективе среднесрочной.

Сейчас, однако, благодаря действиям частных игроков типа Maersk ситуация выглядит иначе: серьезная дезорганизация торговли и экономики в мире уже началась. Предсказать ее окончание сложно, поскольку иррациональные действия, не опирающиеся на трезвый расчет, вообще чрезвычайно трудно прогнозировать со значительной долей уверенности.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 10:04
Сергей Васильев

Новый метод поможет нейтрализовывать опасные загрязнители при очистке сточных вод и не позволит им попадать в окружающую среду.

Вчера, 14:59
Ольга Иванова

Зубные украшения майя из нефрита, золота и других драгоценных металлов и камней, вероятно, не только придавали «лоска» своим обладателям, но и служили профилактикой кариеса и пародонтоза. Таким свойством обладал цемент, которым крепилась к зубам вся эта красота, заявили ученые из Мексики и США.

Вчера, 13:28
Алиса Гаджиева

Археологи раскопали недалеко от Эйлата кладбище, возраст которого — не менее 7500 лет.

20 мая
Мария Азарова

Ученые предупреждают: поскольку вес современных комбайнов и прочей сельхозтехники сегодня приближается к весу самых крупных животных, когда-либо бродивших по Земле, возникает парадокс уплотнения грунта.

Позавчера, 10:02
Сергей Васильев

Распространяясь в популяциях крупных жвачных животных, паразиты незаметно оказывают мощное влияние на целые экосистемы, позволяя растительности спокойно развиваться и процветать.

Вчера, 10:00
РНФ

Группа ученых из России и Германии математически описала ситуацию, когда происходит самоостановка света — явление, при котором скорость световых импульсов падает в миллионы раз, вплоть до нуля. Оказалось, что в определенных условиях излучение в резонансно поглощающей среде создает для себя «потенциальную яму», из которой затем не может выйти. Это происходит за счет обволакивания материей безмассовых фотонов, и в результате они могут остановиться.

26 апреля
Василий Парфенов

Крупнейшие патентные ведомства мира десятилетиями или веками принципиально игнорируют любые конструкции, нарушающие начала термодинамики. С точки зрения здравого смысла это хорошо, но конспирологи и гении-самоучки считают иначе. По их мнению, такая политика стала результатом заговора (подставьте сюда любое вымышленное или не очень секретное общество либо лобби). Что ж, похоже, Роспатент встал на их сторону.

27 апреля
Александра Медведева

С помощью GPS-трекинга ученые проследили за перемещениями целой популяции домашних кошек в небольшом норвежском городке. Оказалось, питомцы редко уходят от дома далее 50 метров и почти не совершают длительных прогулок.

28 апреля
Мария Азарова

Авторы нового исследования составили таблицу ожидаемой продолжительностью жизни для собак 18 чистокровных пород и метисов. Кроме того, они узнали, кто живет дольше — суки или кобели, кастрированные или нет.

[miniorange_social_login]

Комментарии

56 Комментариев

07.03.2022
-
3
+
Уважаемый Березин - статья с Рогозиным у меня больше не открывается. Напишу тут: посмотрим, что будет с открытием Московской биржи, но на Forex уже за 150:
05.03.2022
-
2
+
ОПЕК и «British Petroleum» утверждают, что США добывают природного газа больше, чем РФ. Врут поди?
    Простите, вы с кем полемизируете, и о чем -- не поясните?
    +
      ещё комментарии
      05.03.2022
      -
      1
      +
      Я просто спросил.
        Вы просто спросили о чем-то, не относящемся к тому, что написано в тексте выше.
          05.03.2022
          -
          2
          +
          Может я неверно понял какой-то из ваших тезисов? Не вы ли заявили, что Россия лидирующий поставщик удобрений в мире? Не вы ли заявили, что это связано с тем, что в России очень много природного газа? Что же касается экспорта зерновых, то когда СССР был вынужден закупать зерновые, то остальной голодал не более обычного. Что же до транспортных санкций, то в данных конкретных обстоятельствах пострадает только Россия и те страны, что закупали у неё большие объёмы удобрений. Внезапно это совсем не весь мир. Хотя Бразилию жалко.
            "Может я неверно понял какой-то из ваших тезисов? " Очень вероятно. По крайней мере, так часто бывает. " Не вы ли заявили, что Россия лидирующий поставщик удобрений в мире?" Да, и это факт. "Не вы ли заявили, что это связано с тем, что в России очень много природного газа?" Нет, я такого не заявлял -- см. текст выше. Там написано принципиально иначе, чем вы умудрились прочитать. " Внезапно это совсем не весь мир. Хотя Бразилию жалко." То есть вы реально не в курсе, что Бразилия -- крупный сельхозэкспортер, продовольствие из которого импортируют западные страны?
              07.03.2022
              -
              1
              +
              Да, и это факт.
              Что одна из крупных/крупнейших лидеров, так то факт, что единственный лидер, так у Резуна Суворова достовернее получалось.
              написано принципиально иначе, чем вы умудрились прочитать.
              В России газ дешевле и оттого Россия, пока что, является одним из крупнейших экспортёров удобрений? Или как ещё надо понимать ваш тезис? "Пока что" это моё личное уточнение.
              сельхозэкспортер, продовольствие из которого импортируют западные страны
              Не "из которого импортируют", а "который экспортирует в". Кстати, а с какого это перепою человек, который не то, что не русский, но даже почти совсем ни разу и не славянин, знает русский язык лучше некоторых российских гуманитариев? Про западные страны даже говорить не буду, в "Mein Kampf" очень доходчиво описано, кого, чем, куда и как обижают "западные страны"™.
                "Что одна из крупных/крупнейших лидеров, так то факт, что единственный лидер, так у Резуна Суворова достовернее получалось." Вы действительно не замечаете, что приписывая мне слова, которых я не говорил ("единственный лидер", например) вы выглядите жалко? "В России газ дешевле и оттого Россия, пока что, является одним из крупнейших экспортёров удобрений? Или как ещё надо понимать ваш тезис?" Мой тезис надо понимать точно так, как он написан в тексте выше. Перечитайте. Там написано понятнее некуда. И там нет ничего подобного вашим словам ""Не вы ли заявили, что это связано с тем, что в России очень много природного газа?"". "Не "из которого импортируют", а "который экспортирует в Ваши представления о русском языке -- это ваше личное дело. " Кстати, а с какого это перепою человек, который не то, что не русский, но даже почти совсем ни разу и не славянин, знает русский язык лучше некоторых российских гуманитариев? Ни с какого -- вы и не знаете.
05.03.2022
-
2
+
Как насчет хотя бы чуть-чуть настоящей аналитики и немного цифр? Оказывается, уже все давно посчитано, проанализировано и опубликовано - взять хотя бы Национальный исследовательский университет - у него вышел доклад за 2019 год.: https://dcenter.hse.ru/data/2019/12/26/1524652323/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-2019.pdf Желающие могут посмотреть его самостоятельно, здесь же приведу пару ключевых моментов. Во-первых, объемы потребления удобрений - с 2016 года по первый квартал 2019 они менялись в основном на 0.5...2% в год, как в положительную, так и в отрицательную стороны, т. е. на данный момент расхождение в объемах по сравнению с 2019 годом в худшем случае будет до 4-6% (см. первый рисунок). Более половины мирового спроса на удобрения приходится на четыре страны: Китай, Индию, США и Бразилию. По состоянию на 2018 год РФ и в % соотношении, и в абсолютном больше всего удобрений отправляла в, как это не удивительно, Бразилию (см. второй рисунок). Производственные мощности в РФ, исходя из динамики роста за 2008-2018 годы, за один год вырастают в среднем не более чем на 5% (см. третий рисунок), т. е. данные за 2018 не будут сильно отличаться от современных. Еще чуть-чуть информации из новостных источников: В структуре российского экспорта в Бразилию 70% приходится на удобрения. Россия обеспечивает треть бразильской потребности в импорте этой продукции. Бразилия также самая крупная страна-импортер российских удобрений, на ее долю приходится 27% от всего экспорта удобрений из России. На прошлой неделе [октябрь 2021] президент Бразилии Жаир Болсонару сообщил, что рост стоимости удобрений и нехватка этой продукции на мировых рынках могут привести к продовольственному кризису и нехватке продуктов питания в Бразилии в 2022 году. Источники: * https://www.forbes.ru/biznes/455889-prezident-brazilii-ozidaet-udvoenia-importa-rossijskih-udobrenij * https://specagro.ru/news/202110/braziliya-importiruet-iz-rossii-70-udobreniy
    "Как насчет хотя бы чуть-чуть настоящей аналитики и немного цифр?" Как насчет того, чтобы заметить, что это краткая новость, а не большой текст? Вы реально требуете аналитики в новостях? Это разные жанры. И да: в тексте даны прямые ссылки на аналитические материалы на этом же сайте, затрагивающие тему удобрений. И там вполне показаны данные о том, что Россия первый в мире их экспортер, а ее главный покупатель -- Бразилия.
    +
      ещё комментарии
      05.03.2022
      -
      4
      +
      Требую? Вопрос предназначался не к авторам статьи, а к читателям комментария. Расшифрую и перефразирую выделенную вами часть текста: "Как насчет добавить немного аналитики и цифр - будет ли это хорошей идеей, что думаете по этому поводу? Вот смотрите, если стало интересно: ..." Теперь стало понятнее? По поводу ссылок, в которых сказано ... (сарказм) Давайте вместо статьи оставим просто ссылку на Гугл или Яндекс - там точно есть все, в том числе и то, что не написано в статье; читатели все найдут, даже писать ничего не надо: оставим просто заголовок статьи и ссылку на поисковик, больше ничего. Красиво же будет, да? (сарказм выкл.) Автор рассказал хотя бы одним словечком, кого конкретно коснется решение заморозить/приостановить поставки? Нет. При этом, как мы с вами уже знаем, инфо о том, кого коснется, достаточно однозначна, и существенна для понимая направления угроз, т. к. по умолчанию люди не в курсе, что пострадает, внезапно, Бразилия. P. S. На всякий случай: есть множество людей, которые сказали бы, что автор статьи специально скрыл, и пр. и т. д. - но я к ним не отношусь.
        Да, теперь стало понятнее, когда вы пояснили, к кому вы обращались в комментариях к новости. Вопросов больше не имею. "Автор рассказал хотя бы одним словечком, кого конкретно коснется решение заморозить/приостановить поставки? Нет." Конечно нет. Потому что оно коснется всех. Когда Бразилия и прочие не получат удобрений из России, цены на удобрения поднимутся по всему миру. И в США, и в Японии. "При этом, как мы с вами уже знаем, инфо о том, кого коснется, достаточно однозначн" Поэтому она и не однозначно.
Я конечно не историк, а просто хозяйственник. Думаю что у каждого НОРМАЛЬНОГО хозяина всегда должен быть. Топор, Пила, молоток, Коса, грабли. В мире давно идёт бардак, и Россия обязана должна была подстраховаться и построить контейнеровозы, что б торговать без посредников. А Китайцы молодцы. Они с России берут за бесценок, а в Россию поставляют за деньги и хорошие. Свой лес не рубят, а дальний восток уже вырубили почти весь. В Иркутской обл лес уже плешивый. То там то там делянки вырубленные. А Путин этого Дзиня Пиня в задницу целует. Политику надо ставить так чтоб не Россиия заискивала, а перед Россией на колени становились, и Целовали сапоги. А с такой политикой пресмыкания, ничего хорошего не получится.
04.03.2022
-
1
+
Дудь епти, ты бы еще предложил Гитлера перечитать.
04.03.2022
-
0
+
Придержим пока. Позже продадим с тройной наценкой.
    04.03.2022
    -
    3
    +
    И Дудь и Акунин) если вы советуете их смотреть, в свою очередь посоветую вам почитать римских уважаемых людей. Откуда весь "западный" мир собственно и почерпнул все свои идеи
    +
      ещё комментарии
    -
    7
    +
    Чхартишвили - неблагодарный подонок. Все что у него есть, ему дали русские люди, не пожалевшие денег на томик Фандорина. Без нас так бы и остался бездарным и нищим японистом.
    +
      ещё комментарии
    Я читал то, что Чхартишвили пробовал писать по истории -- и ваш совет вызывает у меня неудержимую ухмылку. Еще можно Резуна посоветовать почитать. Кстати, это даже информативнее и полезнее будет -- хотя в плане удаленности от исторической реальности и сходно.
04.03.2022
-
0
+
Александр, вы как историк, не анализировали этот момент, когда и почему иностранцы ехали в Россию и оставались и работали на благо ее?
    -
    3
    +
    Все и всегда добровольно, едут заграницу, чтобы денег побольше заработать. И те страны (и только тогда!), где им в этом не мешают, получают благо... Благо страны -- это побочный продукт здравомыслия жителей и правителей...
04.03.2022
-
7
+
«Крупнейшим поставщиком минеральных удобрений на мировой рынок является компания PotashCorp, за которой следует Mosaic.» Хотел в прошлый раз написать, что Россия легко заменяема. Итак. Россия производит всего удобрений прим. 7 млн. т/год. Около 5 идет на экспорт - это 1,76 млрд. $ (для сравнения PotashCorp выручка за 2021 - 30 млрд. При этом это крупнейший поставщик калийных удобрений (Канада)). Уже писал- Туркменистан может нарастить производство до 3 млн. т/год легко (и цена ниже, чем в России). Далее.. в Нигерии запустили в прошлом году заводы общей производит. 4 млн т Эффект скажется в этом году (ещё на очереди завод 1,27 млн. т). В США и Юго-Восточной Азии был бум на открытие новых заводов по азотным удобрениям. Китай (крупнейший игрок на рынке, доля 20%) замкнут на себе (гос. предприятия), но частники могут выкатить на экспорт 2 млн. т легко. ( тут Китаю Россия газ дешёвый поставляет). На сейчас все основные импортеры затаврены запасами удобрений до сентября 2022. Так что, в вопросе удобрений, мир как-нибудь обойдётся без России. А России придётся, в свою очередь, снижать производство удобрений. Ибо свой рынок потребляет только 25% от общего объёма производства.
    04.03.2022
    -
    1
    +
    "Туркменистан может нарастить" - свободен. Измышления оставьте при себе. Туркменистану построили рудник, он до сих пор похоже не в рабочем состоянии. Кроме менталитета и плывуны и прочие факторы
    +
      ещё комментарии
      04.03.2022
      -
      0
      +
      Даже лень вам отвечать))) Откройте сайт химпром Туркменистана, а заодно Узбекистана. И убедитесь сами. Я удобрениями занимаюсь немного( (скромно конечно - 50 000 т / г). А в Туркменистане заводы строили и модернизировали японцы. Кстати. Если вдруг у вас в голове возникнет вопрос логистики без России, то тут все тоже легко и просто через Каспий в Поти. Не зря же Китай прокладывал этот «Шёлковый путь». Все прекрасно работает и давно, и даже быстрее.
    Вам еще в прошлый раз отметили: чтобы "легко заменить" Россию на рынке удобрений, надо иметь дешевый газ. Которого у Западе просто нет. Производить удобрения из газа по 2400, когда в России он в 50 раз дешевле -- это путь в никуда.
    +
      ещё комментарии
      -
      1
      +
      "Которого у Западе просто нет" Упомянуты Канада, Туркменистан, Нигерия, США. Ага, основные потребители российского газа. Причем все - "западные". Глобус купите. И не начинайте размазывать, что Земля круглая и в Туркмению можно попасть, все время идя на запад.
        ""Которого у Западе просто нет" Упомянуты Канада, Туркменистан, Нигерия, США." Вы точно прочитали то, на что ответили? Видимо, нет, поэтому повторю: "Вам еще в прошлый раз отметили: чтобы "легко заменить" Россию на рынке удобрений, надо иметь дешевый газ. Которого у Западе просто нет. Производить удобрения из газа по 2400, когда в России он в 50 раз дороже -- это путь в никуда." Ваш комментарий этого вообще никак не оспаривает. Он даже не делает утверждения, что в Канаде или США газ такой же дешевый как в России (и это правильно, что не делает, он же там дороже). Научитесь читать то, на что отвечаете.
        06.03.2022
        -
        0
        +
        У вас похоже есть глобус Туркмении. Даже зависть берёт
      07.03.2022
      -
      2
      +
      Далеко не все удобрения производятся из газа. В заметке вообще про минеральные идёт разговор.
    07.03.2022
    -
    3
    +
    Автор ещё забыл сказать, что наша страна импортирует кучу разных семян и техники. Так что урожай у нас тоже будет маловат и собирать мы его будем палками. Но о "плохом писать нельзя" же.
    +
      ещё комментарии
      Автор не "забыл упомянуть", но, напротив, имеет более полные чем вы данные по этому вопросу. Поэтому давайте пари: если урожай этого года будет ниже 113 миллионов тонн (урожай доковидного и докризисного 2019 года) -- я вам 500 долларов. А если больше - вы мне. Что, не хотите такого пари? Ну что же, вас можно понять. Кто ж захочет ставить деньги на дохлую лошадь, правда? Проще говорить пустые слова в комментариях, да?
        -
        2
        +
        если урожай этого года будет ниже 113 миллионов тонн (урожай доковидного и докризисного 2019 года) -- я вам 500 долларов. А если больше - вы мне. Что, не хотите такого пари? Ну что же, вас можно понять.
        Забавные пари предлагаете, сударь -- урожай, и все! -- без указания чего, каких культур?.. да еще от балды взятую, заведомо "проходную" цифру рисуете... Впрочем, для вас -- это характерный приемчик... )) INTERFAX.RU - Сбор зерна в РФ в чистом весе в 2021 году составил 120,7 млн тонн, в том числе 75,9 млн тонн пшеницы, сообщается в материалах Росстата. В 2020 году было собрано 133,5 млн тонн зерна, в том числе 85,9 млн тонн пшеницы.
          "Забавные пари предлагаете, сударь -- урожай" Вы не пробовали читать, ветку, в которой пишите? Видимо, нет, поэтому поясню: "урожай у нас тоже будет маловат" написал комментатор выше. Само собой, что оспаривая его тезис я оспорил именно размер урожая. Ведь он писал именно о нем. "да еще от балды взятую" "От балды" вы пишите комментарии. Я же взял цифру доковидного года как наиболее референтную, поскольку более поздние находились вне диапазона нормальных значений по целому ряду причин. "INTERFAX.RU - Сбор зерна в РФ в чистом весе в 2021 году составил 120,7 млн тонн" Именно об этом и я говорю: урожай 2021 года находился вне диапазона средних значений. И это, если вспомнить метероологические условия того года, более чем понятно. Поэтому мною и был выбран 2019 год, а не аномально благоприятные, типа 2020-21 годов. Ибо нет оснований предполагать, что этот будет таким же погодно.
        09.03.2022
        -
        1
        +
        Довольно нагло, не выслушав меня, решать согласился я или нет, но учить автора этике не моя задача, да и скорее всего время для этого безвозвратно ушло. Очень интересно, почему автор "имеет более полные чем вы данные по этому вопросу", однако при этом продолжает писать "пустые слова в комментариях", вместо фактов. Ещё интересно, почему автор предлагает спор в иностранной валюте. Видимо, в свою не верит вообще. Я могу предложить другое пари. Если цена за килограмм муки в 2022 году будет выше цен 2019 года не более, чем на 40 процентов, то я соглашусь заплатить эти доллары. Ведь это факты, которые может проверить каждый, а не цифры взятые с потолка непонятно кем.
          "Я могу предложить другое пари. Если цена за килограмм муки в 2022 году будет выше цен 2019 года не более, чем на 40 процентов, то я соглашусь заплатить эти доллары" Цены -- это не показатель размера урожая. То, что вы их выбрали, железно показывает: вы и сами не верите в свои слова выше "урожай у нас тоже будет маловат". Что и требовалось доказать.
            12.03.2022
            -
            0
            +
            "Цены -- это не показатель размера урожая." Норм вариант для того, чтобы слиться. Всё понятно. А что тогда показатель? Если урожай хороший и цены субсидируются государством, неужели цены так взорвутся? Впрочем, от автора, который ориентируется на цифры с потолка другого и не ждёшь...
      У России свой семенной фонд, а генномодифицированные культуры, которые по всему остальному миру распространяет компания "монсанто", вообще запрещены законом к выращиванию, так, что не пишите ерунду.
    16.03.2022
    -
    0
    +
    Зачем сравнивать калийные и азотные удобрения? Надо каждый вид источников макроэлементов рассматривать отдельно. Калийные Азотные Фосфатные
Чем только не занимаются люди, чтобы не попасть на Восточный фронт.

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: