Правда о ГМО — Naked Science

Правда о ГМО

ГМО (генетически модифицированые организмы) с момента своего появления и распространения вызывают непрекращающиеся споры. Для одних ? это ящик Пандоры, открыв который, ученые могут нанести человечеству непоправимый ущерб, для других ? величайшее достижение науки, способное победить голод во всем мире.

RTXAWV7

С тех пор, как ученые в конце 1980-х начали выращивать первые злаки, измененные при помощи генной инженерии, идея появления растительной и животной пищи с модифицированным генотипом на наших столах стала предметом для яростных споров и дискуссий.

Для одних ГМО (генетически модифицированные организмы) ? одно из величайших достижений научного прогресса, которое обеспечит рекордные урожаи злаков, а значит ? поможет победить голод, в первую очередь, в развивающихся странах. Другие именуют ГМО «пищей Франкенштейна», считая, что игры ученых с природой могут привести к катастрофическим последствиям, как для человеческого здоровья, так и для окружающей среды.

В настоящее время 60-70% всех пищевых продуктов, выпускаемых в США, содержат ингредиенты, полученные из ГМО. Для сравнения, в Европе из-за суровых правовых ограничений лишь 1% фермеров выращивают ГМО-злаки.

Некоторые называют ГМО «пищей Франкенштейна»

©Kjersti Fikse Ness/Shutterstock

Основной аргумент сторонников ГМО ? некоторые независимые научные организации пришли в 2010 году к заключению, что модифицированные злаки наносят гораздо меньший ущерб окружающей среде, нежели природные, выращиваемые обычно с применением пестицидов для уничтожения вредителей.

Кроме того, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) подтвердила, что генетически модифицированная пища, согласно данным исследователей, «не представляет опасности для здоровья человека».

Критики, принимая аргументы оппонентов, указывают, что исследования учитывали лишь кратковременные последствия приема в пищу продуктов, содержащих ГМО, в то время как в течение длительного промежутка времени могут возникнуть необратимые эффекты, которые в настоящее время невозможно предсказать.

Давайте же рассмотрим поподробнее некоторые опасения, которые вызывают ГМО-продукты.

Противники ГМО

©Eduardo Munoz/REUTERS

Первые генетически модифицированные организмы

Человечество уже много тысяч лет вмешивается в природную генетику многих видов, искусственно отбирая организмы с полезными природными мутациями.

Например, кукурузы в сегодняшнем понимании еще 10 000 лет назад не существовало вовсе. Древние обитатели американских континентов в течение многих веков занимались скрещиванием дикого родственника современной кукурузы, теосинте, который до сих пор произрастает в Мексике, отбирая наиболее крупные экземпляры.

Геномы теосинте и кукурузы, согласно современным исследованиям, очень схожи, лишь небольшая генетическая мутация определила разницу между этими двумя видами. Именно искусственный человеческий отбор фактически создал новый злак.

Противники ГМО-кукурузы создают различные фотографии на эту тематику

©Jon Shireman/Getty Images

Могут ли ГМО-продукты вызвать рак?

Гербицид Раундап ? одно из самых эффективных средств для борьбы с сорняками. К сожалению, оно вызывает и порчу злаков. Многие ГМО-растения обладают по сравнению с ними заметным преимуществом, поскольку они устойчивы к гербициду. До сих пор считалось, что Раундап безопасен для человеческого организма, однако, возможно, это не вполне соответствует истине.

В 2012 году французские ученые провели ряд исследований, вызвавшие тревогу во всем мире. Исследователи выкармливали в течение всей жизни десятки подопытных крыс ГМО-кукурузой, устойчивой к гербициду, а также давали им воду, содержащую Раундап.

По сообщению экспертов, 50 % самцов и 70 % самок, принимавших ГМО-пищу и воду с добавками гербицида, умерли преждевременно по сравнению со средней продолжительностью жизни этих млекопитающих. В контрольной же группе ? 30 и 20 процентов соответственно.

Это означает, что, возможно, ГМО-кукуруза сама по себе для здоровья не опаснее натуральной. Но гербициды, к которым она устойчива, скорее всего, действительно являются канцерогенами. А ведь некоторое их количество может оставаться на злаках и попасть на стол к человеку.

Могут ли ГМО-продукты вызвать аллергию?

Одна из самых больших опасностей для здоровья человека ? аллергия на арахис. Страдающие ею как огня избегают любых продуктов, содержащих следы арахиса. Но что произойдет, если генетический материал арахиса добавить в другой злак? Будет ли такое генетически модифицированное растение также вызывать аллергию?

Ученые отвечают однозначно: да.

Дело в том, что еще в середине 1990-х были сделаны попытки добавления генов бразильского ореха к сое с целью улучшения качества белка. К счастью, очень быстро, еще на стадии тестирования, выяснилось, что ГМО-соя вызывает аллергическую реакцию у людей, чувствительных к бразильскому ореху. Новый продукт так и не попал на рынок.

С тех пор каждый новый ГМО-злак проходит тщательное тестирование для выявления аллергической реакции у людей. Поэтому до сегодняшнего дня в магазины не поступал ни один ГМО-продукт, вызывающий аллергию.

Сравнение нормального помидора и генномодифицированного